Организация деятельности Центра духовно – нравственного воспитания в подростковом клубе по месту жительства п.к. «Бригантина» на основе социального партнерства с настоятелем Яблоновского прихода отцом Георгием
Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В раннем школьном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в школьном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка как в школе, так и в местах дополнительного образования обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности, поэтому я в своей работе в подростковом клубе особое внимание уделяю духовно – нравственному воспитанию. Поэтому была налажена работа с настоятелем Яблоновского прихода отцом Георгием, который является частым гостем п.к. «Бригантина»
Отец Георгий считает, что источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, Отец Георгий характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке. Особенности мировосприятия и миропонимания школьников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка школьного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Мой многолетний опыт работы как педагога – организатора в подросток клубе по месту жительства показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство и школу, а надо рассчитывать так же на различные учреждения дополнительного образования, в том числе и подростковые клубы. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания в семье и со двора где он вырос. А дворовыми детьми занимаются в плотные клубы по месту жительства
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Условия реализации проекта
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:
Формы работы с родителями:
Перспективный план работы
по духовно – нравственному воспитанию
Консультация для родителей
Консультация для педагогов дополнительного образования
Литература
Приложение к духовно – нравственному проекту
Литература
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1997;
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания) / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;
7 Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
9. Макаренко А.С. Книга для родителей. / - М.: «Педагогика», 1988;
10. Орехов Д. Святые места России. -СПб. Издательский дом «Новый проспект», 1999;
11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;
12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы. -М.: Глобус, 2007;
13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;
14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;
15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск. Издательство «Русь», 2007;
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru
на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
визиты домой;
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей подростковому клубу (облагораживание территории, участие в -подготовке п