Дознание как форма предварительного расследования в уголовном праве
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С принятием нового уголовно-процессуального закона процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. При рассмотрении данной проблематики, важно уточнить, что такая реформа позволила органам дознания получить большие возможности при расследовании преступлений. Согласно данной реформы, дознание имеет определенную форму завершения дела. Законодательство Российской Федерации установило отдельный статус рассматриваемых органов полиции. Считаем, что такие новации положительно повлияли на текущую ситуацию, но не до конца изучены, на сегодняшний день.
Дознанием является форма предварительного расследования. Поэтому дознание нужно считать только как уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.
В комментарии к закону было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя. Органы дознания получили широкие права на стадии досудебного следствия.
По
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ДОЗНАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………….. 6
§ 1.1 Сущность дознания, порядок и сроки производства……………. 6
§ 1.2 Содержание и виды дознания как формы предварительного расследования……………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….. 21
§ 2.1 Орган дознания, дознаватель как субъекты дознания…………... 21
§ 2.2 Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. 28
§ 2.3 Прокурорский надзор и судебный контроль при производстве дознания……………………………………………………………………. 33
ГЛАВА 3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЗНАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………... 38
§ 3.1 Проблемы производства дознания…………………………………. 38
§ 3.2 Основные направления совершенствования правового регулирования дознания………………………………………………... 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2954
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Российская газета. N 229. 25.11.1995.
5. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.2013 № 23-ФЗ // Российская газета. № 48. 06.03.2013.
6. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя: Федеральный закон от 30.12.2015 N 440-ФЗ // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). ст. 60.
Судебные акты и правоприменительные акты:
Иная литература:
7. Арсланова, А. Р. Тактические ошибки взаимодействия следователя с органами дознания и иными органами при проведении доследственной проверки / А. Р. Арсланова // Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 11 ноября 2021 года / Отв. редактор Н.С. Диденко. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 3-6.
8. Ахметова, Д.
Сторона обвинения прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель. Можно заключить, что законодатель определил лиц, которые производят предварительное расследование стороной обвинения, т.е. должностными лицами, которые исполняют функцию обвинения.
До недавнего времени отсутствовала статья, которая бы в систематизировано закрепила полномочия лица, осуществляющего дознание. Сегодня такая статья уже существует, которая устанавливает полномочия и статус дознавателя, выступающего в качестве стороны обвинения.
Закон более подробно установил функции дознавателя по принятию решений и по производству дознания. К примеру, дознаватель вправе самостоятельно осуществлять производство следственных и иные процессуальных действий и принимать процессуальные решения. Лишь в некоторых случаях дознаватель лишается самостоятельности, когда необходимо согласие «начальника о