Философские размышления С.С. Хоружего
Введение
Восточно-христианское учение о сущности и энергии в Боге восходит к IV в. и получает догматический статус в XIV в. Его появление связано с осмыслением отношений Бога и мира: поскольку Бог трансцендентен миру, Его сущность непостижима для человека, однако Его актуальное существование предполагает осуществление божественных свойств и деятельностей, относящихся к Его сущности, и именно они составляют Его «энергию» или «энергии», посредством которых Он открывается и человеку. А ближе к концу века С.С. Хоружий использует понятие «энергия» для создания философии, которая, напротив, вообще не нуждалась бы в понятии сущности. Однако и такое использование понятия энергии приводит, с одной стороны, к неустранимым противоречиям с восточнохристианским учением об энергии, а с другой стороны, к тому, что это понятие полностью утрачивает свою определенность (в частности, оно теряет связь с понятием актуальности). Кроме того, теория С.С. Хоружего оказывается несовместимой не только с восточнох
Оглавление
Введение 3
I. Восточнохристианское понятие энергии в философии С.С. Хоружего 4
II.Отсутствие оснований для отказа от эссенциалистской метафизики 5
III.Фиктивный характер сущности человека и связанные 6
с этим трудности для теории энергии 6
IV.Выборочный антиэссенциализм и его внутренняя противоречивость 6
V.Антиэссенциалистское понятие энергии без сущности и актуальности и связанные с этим трудности 7
VI.Отсутствие подтверждений для антиэссенциализма 9
в восточнохристианской традиции и его несовместимость с ее вероучением 9
Заключение 12
Список литературы 13
Список литературы
Буланенко, 2019 – Буланенко М.Е. Логика, философия и богословие в теории энергии о. Павла Флоренского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 3. С. 185‒196.
Хоружий, 2000 – Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. 477 с.
Хоружий, 2003 – Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопр. философии. 2003. № 1. С. 38‒62.
Хоружий, 2010 – Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте/Отв. ред. С.С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 928 с.
что «сущностный центр» человека «оказался фикцией», т. е. не соответствующим действительности вымыслом.Чтобы не усложнять рассуждение введением временных модальностей, будем исходить из того, что убеждение С.С. Хоружего в не существовании человеческой сущности не является эксплицитно привязанным ко времени (при случае имея в виду, что оно истинно по меньшей мере сейчас и в каждый прошлый момент времени).
Тогда оно будет иметь вид:
Х1: Сущность человека актуально не существует.
Вместе с Э3 из него непосредственно следует:
Сущность человека не имеет (естественной для нее) энергии.
Но из «Источника знания» мы точно знаем о признании восточнохристианской традицией по меньшей мере одной естественной для сущности человека энергии. Это значит, что Х1 и общефилософская часть восточнохристианской теории энергии противоречат друг другу.
Далее, вместе с Э2 из Х1 также следует:
Сущность человека не осуществлена ни в одном индивиде.
При оправданном допущении, что вся