Конституционное право человека на самозащиту в российской федерации
Введение Актуальность темы исследования.
В правовом государстве Конституция Российской Федерации призвана поддерживать «стабильность не только правовой системы, организации государства, но и общественной». В результате, государство смогло реализовать возложенную на него конституционную обязанность, в которую входит защита человека. Человек способен сам принимать действия по защите своих прав и свобод, согласно (части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), в которой сказано, что «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Данное право повышает эффективность и разнообразие правозащитного механизма. Например, каждый человек имеет право подать обращение индивидуально, либо коллективно в случае нарушения его прав, в государственные органы и органы местного самоуправления, согласно статье 33 Конституции РФ, также человек имеет право на защиту своих интересов при помощи судебных органов в соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции РФ, п
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Теоретико–методологические основы права на самозащиту с позиции российского конституционализма10
1.1 Конституционно-правовая природа права на самозащиту10
1.2 Основные способы реализации конституционного права на самозащиту16
2 Анализ основных способов самозащиты конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации22
2.1 Реализация права на самозащиту через органы законодательной власти22
2.2 Обжалование действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, как способ самозащиты конституционных прав и свобод человека и гражданина25
2.3 Индивидуальная защита в органах судебной власти как основной способ самозащиты конституционных прав и свобод человека и гражданина29
3 Проблемы обеспечения конституционного права на самозащиту43
3.1 Институты гражданского общества и формы непосредственной демократии в механизме обеспечения права на самозащиту43
3.2 Проблемы реализации конституционно-правовых гарантий права на самозащиту53
Заключение60
Библиографический список62
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 01.07.2020 № 11 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 01.07.2020 – № 31. – Ст. 4398.
2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) / Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – Ст. 3012.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – № 46. – ст. 4532.
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (в ред. от 04.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – Ст. 2253.
9. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ
Важное место занимает орган исполнительной власти в реализации и работе института прав человека. Хоманевой отмечает что: «органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, но осуществляет функции защиты этих прав». Однако, в некоторых случаях, недобросовестная деятельность органов исполнительной власти влечет к нарушению множества прав и свобод человека. Для обжалования решений, их действий или бездействий, необходимо прибегнуть к праву на обращение, обжалованию, предоставленное Конституцией РФ. Каждый дееспособный человек имеет право в любое время обратиться в органы исполнительной власти, будет ли он гражданином РФ, иностранцам, либо лицом без гражданства. Данное право может быть реализовано в виде уведомления органов местного самоуправления, либо органов государственной власти по поводу нарушения некоторых конституционных прав, обжалование решений этих органов, нарушающих пра