Уголовно-правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Уголовное право, как обособленная, самостоятельная отрасль права и одновременно при этом составная часть системы общественных регуляторов (административного, процессуального, гражданского, арбитражного и иных), непосредственно определяет основополагающие направления и меры воздействия уголовной политики государства, описывая и перечисляя деяния, являющиеся прямым объектом ее регулирования и непосредственного воздействия правоохранительной системы, и тем самым гарантируя и обеспечивая контроль и воздействие необходимыми и в идеале достаточными средствами и методами для их реализации, устанавливает тем самым непосредственные границы правомерного поведения субъектов, меры возможного и допустимого с точки зрения законодателя причинения вреда охраняемым законом интересам. Являясь одной из составных частей многоплановой юридической системы, вбирающей в себя совокупность всех подотраслей, обеспечивающих противодействие преступности, по своей сущност
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Современное состояние уровень законодательного регулирования уголовно-правового обеспечения оперативно розыскной деятельности в Российской Федерации 14
1.1. Теоретические основы и современное состояние уголовно-правового обеспечения оперативно розыскной деятельности в Российской Федерации 14
1.2. Зарубежный опыт уголовно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности (на примере Украины, Белоруссии, Казахстана) 20
Глава 2. Уголовно-правовая оценка вреда, причиняемого субъектами оперативно-розыскной деятельности при ее осуществлении 29
2.1. Соотношение задач и целей в уголовном и оперативно-розыскном законодательстве 29
2.2. Категория вреда и его описание в уголовном праве и оперативно-розыскном законодательстве 33
2.3. Классификация оперативно-розыскных мероприятий, при проведении которых возможно причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам 44
Глава 3. Направления совершенствования законодательства в сфере уголовно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности 62
3.1 Допустимые пределы вынужденного причинения вреда при проведении оперативно-розыскных мероприятий их уголовно-правовая оценка 62
3.2 Проект конструкции норм уголовного законодательства в целях совершенствования регулирования фактов причинения вреда при проведении оперативно-розыскных мероприятия 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция против транснациональной организованной преступности: принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (с изм. от 15.11.2000) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3–33.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - ст. 4921.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
6. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон : [от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 06 июля 2016 г.)] // Российская газета. – 1995. – 18 авг.; СПС «КонсультантПлюс».
7. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 г. № 131-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, от 11.11.2003 г. № 153-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 01.12.2007 г. № 294-ФЗ, от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ, от 18.07.2009 г. № 180-ФЗ) // Российская газета, 21.09.1993, № 182; // СЗ РФ, 1997, № 41, ст. 0.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2017 г.)] // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 653 «О заключении соглашений
Иначе чего говоря, непосредственно цель — это конечная, высшая по иерархии задача, вершина иерархической пирамиды задач.
Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит какого-либо нормативного определения или прямого описания его цели, однако часть 2 статьи 1 Кодекса отсылает по данному вопросу к Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам, и нормам международного права.
С учетом положений статьи 2 Конституции Российской Федерации, которая декларирует: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.», а также часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией», можно сдел