Международные соглашения по климату и политико-экономические интересы основных стран-участниц (на примере ЕС)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Проблема изменения климата является одним из серьезнейших вызовов современности. Она представляет собой угрозу не только природным экосистемам, но и всему человечеству. Ученые по всему миру из года в год отмечают существенные изменения средней температуры планеты, вызывающей природные аномалии, засухи, таяние ледников, наводнения. Только за десять месяцев 2015 года ученое сообщество установило существенное повышение температуры на 1,02 °C по сравнению с той, которая наблюдалась в XIX в., когда международное сообщество начало фиксировать глобальные температурные изменения.
С конца ХХ в. международное сообщество принимает активные меры по борьбе с изменением климата. Осознав трагические последствия, к которым может привести глобальное потепление, государства приняли на себя ряд обязательств, закрепленных в различных международных соглашениях, среди которых можно выделить Рамочную конвенцию ООН по изменению климата, Киотский протокол, Парижское соглашение. Страны разрабатывают собственное экологическое законодательство, инициативы и стратегии, нацеленные на борьбу с изменением климата. Среди наиболее широкомасштабных и амбициозных политик в этой сфере выделяется экологическая политика Европейского союза.
«Европейский союз является мировым лидером в борьбе с глобальным изменением климата» . Начиная с конца ХХ в. ЕС уделяет пристальное внимание данной проблеме, совершенствует свою политику, внедряет новые стратегии, принимает новые законы, нацеленные на превращение Европы в первый климатически нейтральный континент
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
§ 1.1. Институционализация проблем изменения климата в мировой политике
§ 1.2. Трансформация климатической повестки в мировой политике
§ 1.3. Парижское соглашение. Состояние климатической повестки на современном этапе
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
§ 2.1. Становление климатической политики ЕС
§ 2.2. Европейский зеленый курс
§ 2.3. Климатическая политика ЕС на современном этапе.
Реализация ЦУР. Влияние Украинского кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Не найдено
Перед началом второго периода Киотского протокола произошел ряд важных, но не менее сложных переговорных процессов. Гаагская конференция в 2000 г., где делегации более 170 стран пытались урегулировать разногласия касаемо количества сокращений выбросов парниковых газов, не увенчалась однозначным успехом. За ней, однако, последовали несколько более успешных конференций, например, в 2001 г. на Конференции в Марракеше странам-участникам удалось согласовать более детальные правила реализации Киотского протокола, а в Монреале в 2005 г. был запущен первый период обязательств Киотского протокола. Череду позитивных сдвигов прервала Копенгагенская конференция 2009 г., в которой принимали участие главы 119 государств, и на которую мировое сообщество возлагало большие надежды. Целью конференции являлась выработка обновленной мировой стратегии на так называемый «посткиотский» период, т.к. становилась все более очевидной необходимость замены Киотского протокола. В стратегии было решено зафиксировать 4 компонента: деятельность стран по предотвращению изменений климата, по адаптации к изменениям климата, вопросы передачи технологий и создания потенциала, а также вопросы финансирования. «Еще два года отводилось на ратификацию этого документа, с тем чтобы он смог вступить в силу к 2012 году, как раз по завершении первого периода обязательств по Киотскому протоколу» . Однако, эксперты оценивают ее результаты в большей степени негативно, чем позитивно. По мнению одних, в соглашении, принятом по итогам Конференции, отсутствовали четкие показатели снижения выбросов парниковых газов. Крупнейшие эмитенты, такие как, например, Китай, не желали ассоциироваться с соглашением, что заведомо снижало эффективность документа. Переговорный процесс сопровождался огромным количеством разногласий между