Социальное сопровождение студентов-инвалидов в ВУЗе (на примере ОмГУ им. Ф.М. Достоевского)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные аспекты реализации образовательных процессов в России требуют совершенствования и развития. В частности, особого внимания заслуживает область, связанная с образованием лиц с ограниченными возможностями, а именно инвалидов. Здесь важно отметить, что ключевые аспекты и основы образования инвалидов в Российской Федерации заложены в положениях норм п. 2 ст. 5 Конституции РФ , согласно которой право на образование в Российской Федерации гарантируется вне зависимости от различного рода обстоятельств, в том числе и связанных со здоровьем обучаемого. В свою очередь, положения норм абз. 27 ст. закона об образовании в РФ гарантируют право каждого россиянина на инклюзивное образование, под которым российский законодатель подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В связи со всем вышесказанным на первый план выходит обязательство, как со стороны государства, так и со стороны образовательных организаций обеспечить лицам из числа инвалидов доступность получения всякого рода образования, в том числе и высшего вузовского.
В свою очередь, образование данной категории граждан, а именно студентов из числа инвалидов, связано с самыми различными аспектами обеспечения данного образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 10
1.1 Студенты-инвалиды как социальная категория граждан 10
1.2 Организационно-правовые аспекты социального сопровождения студентов-инвалидов 18
1.3 Особенности и барьеры социального сопровождения студентов-инвалидов в российских высших учебных заведениях 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 36
2.1 Общая характеристика социально-ориентированной деятельности образовательной организации 36
2.2 Оценка показателей эффективности образовательной деятельности, связанной с обучением студентов-инвалидов 44
2.3 Анализ социального сопровождения студентов-инвалидов в образовательной организации 51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 60
3.1 Разработка мероприятий по улучшению условий для социального сопровождения студентов-инвалидов в образовательной организации 60
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые, законодательные материалы и судебная практика
1. Саламанская декларация ЮНЕСКО 1994 «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
2. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 14.07.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
5. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. 12.07.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2021). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 28.05.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
8. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2021). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
11. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ» (в ред. от 01.03.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
12. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (в ред. от 01.04.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
13. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
14. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы РФ Доступная среда» (в ред. от 18.10.2021). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.07.2022).
15. Приказ Федерального агентства по образованию от 21.01.2005 № 23 «О переименовании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Омского государственного университета». - URL: https://www.lawmix.ru/expertlaw/129099 (дата обращения: 20.07.2022).
Конкретное обсуждение данной проблемы А.С. Дамадаевой показало, что более половины преподавателей полагают, что на их факультетах отсутствуют соответствующие условия для обучения студентов-инвалидов. Решение данной проблемы потребует осуществления значительного объема работ в таких направлениях, как переоборудование зданий под нужды студентов-инвалидов, обеспечение материально-технических условий образовательного процесса;
- необходимость осуществления широкой медико-социальной и психолого-педагогической поддержки данной категории обучающихся. К факторам данной группы относятся такие, как необходимость в привлечении специальных работников, в том числе тьюторов, организация специальных медицинских кабинетов, организационно-методическое и технологическое обеспечение образовательного процесса;- недостаточный уровень подготовки к обучению в ВУЗе абитуриентов-инвалидов и наличие определенных когнитивных барьеров. Современные общеобразовательные школы нед