Технология обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Введение
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Воспитание грамотной речи у детей — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все. Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общео
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы технологии обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня……………………………………………………………………………..6
1.1Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………6
1.2Характеристика речевого развития детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………12
Выводы по главе 1……………….……………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме технологии обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня……………………………………………………………17
2.1Анализ методик диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня………21
2.2 Обследование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………………………..26
Выводы по главе 2………….……………….……………………………40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44
Список литературы
Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : прайм ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с.
Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 : Перевод с франц. / Ж Годфруа - М. : Мир, 2012. - с.370
Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. - 2015. - №6. - С.7 -16.
Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.63 .
Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А .Б. Добрович - М. : «Просвещение», 2017. - 205 с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
Крижанская, Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. - 2-е изд. - М. :Смысл; Академический проект, 2009. - 279 с.
Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009 .-№3. - с.34.
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. - М., 1951.
Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая психология и логопедия. Дайжест. – 2017. - №5.- с. 23.
Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 1. – с.1.
Паршутин И.А. «Исследуем детские межличностные отношения» журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения 2014 №9 С. 45
Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога /ЕС Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2015. - 720 с.
Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР // Дефектология. – 1999. - № 1. – с. 55.
Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2007.- № 4. – с.37.
Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1996. - №1. - С.62-67.
Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Работа воспитателя в группе детей с ОНР // Логопедия сегодня. – 2008. - № 3.
Исходя из теоретического и эмпирического анализа авторских схем, методик перечисленных авторов и технологий обследования речи, мы выделили ряд факторов, учет которых необходим при составлении и использовании того или иного диагностического комплекса на практике.
Приведем перечень выделенных факторов с подробным их описанием, а также на их основании проведем анализ имеющихся диагностических комплексов. Факторы были выделены нами для более подробного анализа.
1. Фактор «направленность», включает обоснование предназначенности диагностического комплекса с позиции возраста испытуемых и описания контингента, для которого создан комплекс. В существующих диагностических методиках не указывается возраст испытуемых, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей. Что касается направленности методик на контингент испытуемых, то в большинстве из них даётся общая схе