Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта
ВВЕДЕНИЕ
Авиация, как отдельный вид транспорта, развивалась стремительными темпами в ХХ в. В настоящее время, авиаперевозки остаются одним из самых востребованных видов транспортировки пассажиров и грузов, обеспечивая самые эффективные показатели при учете расстояния. Одновременно с развитием воздушных перевозок, появилась и возможность осуществления преступных деяний на воздушном транспорте, что привело к многочисленным актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте — это неотъемлемая часть авиаперевозок для постоянного и устойчивого развития авиации в целом. К сожалению, даже при нынешнем развитии правового регулирования и организации деятельности в обеспечении безопасности, воздушный транспорт остается достаточно уязвимым и привлекательным для преступных посягательств.
Необходимость создания системы по предотвращению преступлений в гражданской авиации назрела в середине прошлого века. Система – это комплекс
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………....7
1 Анализ нормативно-правовой документации в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации……………………………………………..9
1.1 Система обеспечения авиационной безопасности……………...….10
1.2 Система обеспечения транспортной безопасности………….…….15
1.3 Основные проблемы, связанные с реализацией требований авиационной и транспортной безопасности………………………………..….22
2 Недостатки требований транспортной безопасности по видам деятельности…………………………………………………………………..…30
2.1 Необходимость найма дополнительного персонала……………….31
2.2 Двойное обучение и аттестация лиц из числа авиационного персонала…………………………………………………………………………33
2.3 Оснащение воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение…………………………………………………….…………..37
2.4 Оснащение воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими проведение досмотра……………………………………………………………...…………..40
2.5 Затраты при проведении оценки уязвимости транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства…………………………………………………………………..………42
3 Рекомендации по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу, регулирующую систему обеспечения авиационной и транспортной безопасности в гражданской авиации…………………….……44
3.1 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы РФ в области транспортной безопасности на воздушном транспорте…….…45
3.2 Рекомендации по совершенствованию требований, связанных со штатным расписанием служб задействованных в обеспечении транспортной безопасности на воздушном транспорте…………………………...…………..48
3.3 Предложения по уменьшению финансовых затрат для субъектов воздушного транспорта, которые не повлекут снижение уровня безопасности ниже приемлемого…………………………………………………………….…53
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованных источников………………………………..….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация): официальный сайт. – Москва, 2010–2022. – URL: https://favt.gov.ru/ (дата обращения: 30.09.2021). – Текст: электронный.
2. Северо-западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (СЗ МТУ Росавиации) (г. Санкт-петербург): официальный сайт. – Санкт-Петербург, 2010–2022. – URL: https://szmtu.favt.ru/ (дата обращения: 12.12.2021). – Текст: электронный.
3. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) (г. Санкт-Петербург): официальный сайт. – Санкт-Петербург, 2010–2022. – URL: https://uganszfo.tu.rostransnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 03.10.2021). – Текст: электронный.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 60-ФЗ от 19.03.1997 г. (ред. от 02.07.2021): [принят Государственной думой 19 февраля 1997 г.: одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 г.]. – Текст: электронный // Информационно-правовой консорциум «КОДЕКС»: [сайт]. – 1998–2021. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9040995 (дата обращения: 01.10.2021).
5. Федеральный закон о транспортной безопасности: Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. (ред. от 11.06.2021): [принят Государственной думой 19 января 2007 г.: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г.]. – Текст : электронный // Информационно-правовой консорциум «КОДЕКС»: [сайт]. – 1998–2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902027326 (дата обращения: 01.11.2021).
6. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»: Приказ Минтранса РФ от 28.11.2005 г. № 142 (ред. от 12.02.2018): [Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2005 года Регистрационный № 7321]. – Текст: электронный // Информационно-правовой консорциум «КОДЕКС»: [сайт]. – 1998–20
4. Обеспечение работников переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
5. Увеличение объема служебных документов, которые необходимо составить и поддерживать в актуальном состоянии, т.к. по требованиям необходимо установить нормы и правила для обеспечения именно транспортной безопасности объектов воздушного транспорта. Например, установить границы зон с особым режимом допуска, зон с запретом или ограничением перемещения лиц, с допуском по перевозочным документам и т.д., хотя такие границы зон уже установлены и регулируются локальными нормативными актами объекта воздушного транспорта для обеспечения авиационной безопасности;
6. Разработка нового штатного расписания, которое будет включать в себя сотрудников для обеспечения авиационной безопасности и транспортной безопасности. Распределение обязанностей между сотрудниками для исполнения