Опека и попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать дипломную работу, в которой исследуется опека и попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.03.2024
Объем файла
745 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита — система мер, направленных на поддержку граждан, пострадавших от социальных рисков или оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время обеспечение  детского благополучия является важнейшей задачей социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.Данная тема актуальна, так как защита государством и обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Проблемы защитыдетей, оставшихся без попечения родителей остаются актуальными независимо от сокращения их численности, так как данная категории детей наиболее уязвима. Забота о таких детях, их развитие и последующая адаптация к жизни в обществе является важной задачей, решить которую возможно только совместными усилиями государства, общества и отдельных граждан.
Численность детей-сирот каждый год снижается, по данным, указанным на официальном сайте Федерального банка данных, в 2018 таких детей было 47242 ребенка, на 1 марта 2021 года таких детей 41386, а на 1 марта 2022 года39537. Несмотря на это, ежегодно более 40 тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. В одних случаях это связано с поведением самих родителей, в других случаях дети становятся сиротами в случае гибели своих родственников.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 6
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………… 9
1.1. Динамика развития правового института устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и его формы.. 9
1.2. Современное законодательство России, регулирующееустройство детей, оставшихся без попечения родителей…………….. 14
1.3. Институт опеки и попечительства как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей……………… 21
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ИНСТИТУТА ОПЕКИ ИПОПЕЧИТЕЛЬСТВА……………………………………………………… 27
2.1. Органы опеки и попечительства………………………………… 27
2.2. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми, оставшихся без попечения родителей……………………… 34
2.3. Опекуны и попечители как субъекты правового института….. 38
2.4. Опекаемые и подопечные как стороны гражданских правоотношений…………………………………………………………… 44
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УСТРОЙСТВЕ И ВОСПИТАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………………………… 51
3.1. Проблема социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………. 51
3.2. Социальная адаптация выпускников государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей ………… 59
3.3. Необходимость совершенствования системы сопровождения замещающих семей в Красноярском крае………………………………... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… 68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 74

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации – принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года: [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 22.03.2022).

2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94. № 51-ФЗ (в ред. от 21.12.2021) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. - Ст. 3301.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. – 1996 – № 1. – Ст. 16

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. 17.02.2021) // СЗ РФ. – 1996 - № 52  – Ст. 5880;

6. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. 02.08.2019) // СЗ РФ. – 2001 - № 17  – Ст. 1643;

7. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. 30.04.2021) // СЗ РФ. – 2008 - № 17  – Ст. 1755;

8. Федеральный закон ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»  от 30.11.2011 № 351-ФЗ (в ред. 30.11.2011) // СЗ РФ. – 2011 - № 49  – Ст. 7029;

9. Федеральный закон № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 29.02.2012) // СЗ РФ. – 2012 - № 10  – Ст. 1163;

10. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 30.12.2021) // СЗ РФ. – 2012 - № 53  – Ст. 7598;

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 249 «Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

12. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 36 ст. 4577.

13. Приказ министерства образования и науки Красноярского края «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» от 17.12.2012 г. № 35-04/1;

Учебная и научная литература

14. Абрамович Г. Братья и сестры. Мифы и реальность.  / Г.Абрамович  — М.: Класс, 2018. – 40 с.

15. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учебное пособие  / Б.Н. Алмазов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 223 с.

16. Бахчиева О.А., Кислова И.В., Савенкова С.В. Практические основы социальной защиты населения: учебное пособие / О.А. Бахчиева, И.В. Кислова, С.В. Савенкова. – М.: Лань, 2020. – 101 с.

17. Бледнова Д.Е. Опека и попечительство в России: состояние и перспективы развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: // sibac.info/archive/socia]/ 13.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

18. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства // Российский журнал социальной работы. 2019. № 5. 11-15 с.

19. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения : учебник / Галаганов В.П.  — Москва : КноРус, 2020. — 510 с. — URL: https://book.ru/book/932169 (дата обращения: 16.10.2021). — Текст : электронный. 

20. Гармаш А., Суслова И., Королева С. Опекун & попечитель // ЭЖ-Юрист. 2017. № 13. С. 14.

21. Гордеюк Д.В. Место жительства ребенка: проблемы теории и практики: дис. к.ю. н. М., 2013. 408 с.

22. Дзгоева-Сулейманова Ф.О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах: учебное пособие / Ф.О. Дзоева-Сулейманова. – М.: Проспект, 2021. – 95 с.

23. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. 390 с.

24. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по семейным делам: учебно - практическое пособие. М., 2013. 23 с.

25. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М.: Юрайт, 2014. 512 с.

26. Звенигородская Н.Ф. Связь семейно-правовой ответственности с защитой семейных прав // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 2. с. 24-25.

27. Кононова Т.Б. Теория и методика социальной работы: учебное пособие / Т.Б. Кононова. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 356 с.

28. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2013. - 385 с.

29. Куропацкая Е.Г. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними // Судья. 2014. № 7. - с. 47.

30. Левицкая Е.А., Пасикова Т.А. Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей / Е.А. Левицкая, Т.А. Пасикова. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2018. - 74 с. 

31. Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: исторические уроки и современные проблемы / О.А. Макеева // История гос. и права. 2012. № 3. - 12-15 с.

32. Муратова С.А. Семейное право: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2013. – 476 с.

33. Огурцова М. Жилищные права детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2013. № 48. – 4 с.

34. Ослон В.Н. Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы повышения квалификации  специалистам школ приёмных родителей и служб сопровождения семей «Подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)» / Г.Н. Ослон – М.: 2019. - 372 с.

35. Самыгин П.С., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Профилактика девиантного поведения молодежи: учебное пособие / П.С. Самыгин, Д.В. Кротов, С.И. Самыгин. – М.: Издательство райт, 2018. – 284 с.

36. Семейное право: учеб.для вузов.. / Н.М. Коршунов и др; под ред. П.В. Алексия, А.Н. Кузбагарова, О.Ю. Ильиной. М : Инфра-М, 2015. - 310 с.

37. Серебрякова А.А. О субъектах семейного права / А.А. Серебрякова // Рос.юстиция. 2012. № 7. -  8-10 с.

38. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – М.: КноРус, 2017. – 340 с.

39. Тасаков С.В. Нравственные основы уголовно-правовых норм, направленных на охрану семьи // «Черные дыры» в рос. законодательстве. – 2017. - № 2. С. 77-79.

40. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России / Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2020. – 464 с.

41. Тычинин С.В. Семейное право: учеб.пособие для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России по специальности 030501.65 «Юриспруденция». М.: Юрайт, 2014. - 325 с.

42. Юрова К.И. Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. -  2018 с.

43. Шульга Т.И. Технологии помощи  при  сопровождении замещающих    семей, воспитывающих  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей с ОВЗ: монография  / Т.И.Шульга. - М.: Федеральный институт развития  образования, 2018. - 170с.

44. Юрова К.И. Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. – 2016 с.

Электронные ресурсы 

45. Справочная система Консультант плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www/consultant.ru (дата обращения 20.04.2022).

46. Официальный сайт Министерства социальной политики Красноярского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://szn24.ru(дата обращения 20.04.2022).

47. Официальный сайт Министерства образования Красноярского края информация [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://krao.ru(дата обращения 20.04.2022).

48. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru(дата обращения 20.04.2022).

49. Официальный сайт Правительства Красноярского края [Электронный  ресурс] – Режим доступа: www.krskstate.ru/press/news/0/news/90513(дата обращения 20.04.2022).

50. Официальный сайт КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»[Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://opeka24.ru/contacts/achinskiy_filial (дата обращения 20.04.2022).

В рамках решения данной проблемы организовано постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей без попечения родителей. Целью такого сопровождения является оказание социальной поддержки, направленной на социальную адаптацию и самореализацию. 
В рамках реализации постинтернатного сопровождения оказывается содействие в получении профессионального образования и  трудоустройстве, семейное консультирование, помощь в уходе за новорожденными детьми. Все это облегчает социальную адаптацию у молодежи, лишенных поддержки со стороны биологической семьи.
Для повышения эффективности подготовки к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходима реализация программы «учебная квартира», в которой самостоятельно, при условии педагогического сопровождения будут проживать за полгода до выпуска воспитанники детского дома. 
В такой квартире будут созданы все условия для комфортной постинтернатной адаптации выпускников детских домов.