Взяточничество как один из видов преступлений коррупционной направленности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого России преступлениями коррупционной направленности. Взяточничество является наиболее опасным и распространенным среди должностных коррупционных преступлений. Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) определяет четыре самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взятке (ст. 290.1 УК РФ), а также - мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) . Взяточничество дискредитирует репутацию должностного лица, а вместе с тем и, в целом государственную власть. Более опасное из преступлений, содержащихся в главе 30 УК РФ является получение взятки, так как по существу превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет торговли. Имеющимися проблемами основывается актуальность данного исследования это применение на практике ст. 290 УК РФ, а также проблемами, возникающими в связи с осуществлением уголовной ответственности и спорность внесенных изменений, касающиеся понятия «должностное лицо».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 6
1.1. Взяточничество, как основной вид коррупционных преступлений 6
1.2. Субъект получения взятки как коррупционных преступлений 23
1.3. Уголовно-правовые ошибки при установлении признаков основных составов взяточничества 38
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДАННОМУ НЕГАТИВНОМУ ЯВЛЕНИЮ 53
2.1. Взяточничество в Российской Федерации и Уральском регионе: состояние, структура, динамика 53
2.2. Совершенствование системы мер по противодействию взяточничеству 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Законодательство и официальные документы
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.
Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 17 декабря 1997 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 17. - Ст. 1899.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ (ред. от 4 июня 2014) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2714.
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27. - Ст. 4257.
О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента от 04 апреля 1992 г. № 361 [Текст] // Российская газета. - 1992. - № 80. - 7 апреля (утратил силу).
Отметим, что интерес к проблеме коррупционных правонарушений возник начиная с 90-х годов ХХ в. «по настоящее время в науке уголовного права ведется поиск признаков коррупционного преступления, предпринимаются попытки установления видов коррупционных преступлений. Совершим выборочный обзор научных позиций по обозначенным проблемам. Б.В. Волженкиным выявлены следующие юридические признаки коррупции: 1) субъект - должностное лицо государственного аппарата; 2) действие (бездействие) вопреки интересам службы с использованием служебного положения; 3) умысел; 4) корыстная цель. Автор указал на три основные разновидности уголовно наказуемого коррумпированного поведения должностных лиц: а) завладение чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников с использованием служебного положения (хищение государственного и общественного имущества путем злоупотребления служебным положением); б) использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом (например, злоупотребление служебным положением из корыстных побуждений, контрабанда, спекуляция); в) получение должностным лицом материальных ценностей или услуг материального характера в связи с занимаемой должностью с ведома лиц, передающих эти ценности или оказывающих услуги (получение взятки)» . «С таким подходом солидарны и другие ученые» . «Несколько позже Б.В. Волженкин предлагал относить к коррупционным преступлениям деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, ст. 169, 178, 184, 201, 204, 285, 289, 290, 292 УК, и другие деяния, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения в корыстных, иных личных или групповых целях. Довольно узко (как проявляющиеся в подкупе одних лиц другими) трактуются коррупционные преступления в работах Н.Ф. Кузнецовой» . Л.Д. Гаухман дает следующее определение, коррупционные преступления — это «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения» .