Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование региональной налоговой системы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных составляющих механизма государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе является налоговая политика, от целесообразности и обоснованности которой во многом будет зависеть успешность достижения запланированных результатов социально-экономического развития общества.
В настоящее время функционирование налоговой системы Российской Федерации сопряжено с рядом трудностей, основными из которых являются снижение объема поступающей в бюджеты различных уровней налоговой массы, повышение количества налоговых правонарушений, нарастание социальной напряженности в обществе и т.п. Данные факторы не только снижают экономическую стабильность, а также приводят к возникновению рисков для социальной и экономической безопасности страны.
В первую очередь, налоговая система призвана способствовать повышению показателей качества жизни населения, снижению уровня налоговой нагрузки на менее обеспеченные категории граждан, оказание помощи мало
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ . . . . . . . . . . . 5
1.1 Налоговая система и ее основные характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Тенденции региональной налоговой системы как фактора обеспечения развития страны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3 Характеристика налоговой системы Смоленской области . . . . . . . . . . . . 20
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Оценка эффективности налоговой системы Смоленской области . . . . . . 25
2.2 Взаимосвязь региональной налоговой системы и экономического развития Смоленской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3 Выбор направлений развития региональной налоговой системы . . . . . . .40
2.4 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
1. Копенгагенская декларация о социальном развитии: принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития 06.03 – 12.03.1995 г. (г. Копенгаген) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/copdecl.shtml
2. Резолюция 66-й сессии ООН А66/290 Генеральной ассамблеи о безопасности человека от 23.12.2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unocha.org/
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ): федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 23.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823
6. Федеральный закон от 07.03.2019 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 11. Ст. 1576
7. Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 40 (часть 2). Ст. 4315
8. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 06.02.2020 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
9. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.
Структура налоговых доходов регионального бюджета по видам взимаемых налогов представлена на рисунке 8.
Источник: составлено автором на основе источника [40]
Рис.8. Структура налоговых доходов бюджета Смоленской области по видам взимаемых налогов, %
Видно, что больший удельный вес занимают такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.
Тенденцию к росту имеет собираемость налога, взимаемого в связи с применением индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения.
Незначительная доля характерна для прочих видов налогов, взимаемых на территории Смоленской област