Должностное лицо как уголовно-правовая категория
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в научном и практическом отношении. В любом государстве мира, вне зависимости от формы государственного устройства или же формы правления предъявляются особые требования к должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, данных государством. Поэтому в том случае, если должностное лицо совершает общественно опасное деяние, к такой категории лиц предъявляются определенные требования, в случае же нарушения данных требований должностное лицо привлекается к ответственности и к нему применяется мера уголовного наказания.
Актуальность темы исследования остается высокой с момента появления понятия «должностное лицо» как правовой категории. Это объясняется тем, что государство вправе устанавливать особенные требований в сфере ответственности определенного круга лиц – должностных лиц, наделяя их специальными правомочиями, которые необходимы им при осуществлении государственной власти. Именно поэтому в различные периоды времени, характеризующиеся разны
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДОЛЖНОСТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие и признаки должностного лица 6
1.2. Состав и признаки должностного преступления 16
1.3. Основания криминализации ответственности за преступления в сфере интересов службы в коммерческих и иных организациях, совершенные должностными лицами 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ 26
2.1. Классификация видов должностных преступлений 26
2.2 Отграничение нормы о злоупотреблении полномочиями от норм о смежных и конкурирующих составах преступлений 38
2.3 Вопросы толкования понятия использования служебного положения должностными лицами 42
2.4 Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных главой 23 и главой 30 УК РФ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
1. Нормативно-правовые акты
1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, г. Париж).
2.Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24.09.1993).
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 04.07.2020 г., "Российская газета" от 04.07.2020 г. N 144
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954 с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022).
5.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 3 апреля 2008 г. N 40-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 14, ст. 1359 с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2021)
6.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52, ст. 4921.
7.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1, ст. 3.
8.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Российская газета, № 256, 31.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1, ст. 1.
9.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета, от 18.02.1992 г.
10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации
Превышение служебных полномочий отличается повышенной общественной опасностью по сравнению со злоупотреблением полномочиями, что должно найти отражение в уголовном законе. Соответствующую норму необходимо включить в главу 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».
Одна из проблем связана с ответственностью лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, за деяния, повлекшие общественно опасные последствия по неосторожности. Значительный вред правам и законным интересам граждан или организаций, охраняемым законом интересам общества или государства, а также различного рода тяжкие последствия могут быть следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих обязанностей в связи с недобросовестным или небрежным отношением к службе.
Если установлена неосторожная форма вины (самонадеянность или преступная небрежность), квалификация