Философские взгляды Ф.М. Достоевского

Скачать курсовую работу, в которой исследуется философские взгляды Ф.М. Достоевского
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.02.2024
Объем файла
95 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Данная работа касается изучения произведений Достоевского, содержащих его философские взгляды. Она поможет приблизиться к миропониманию великого писателя.
Актуальность темы исследования. Федор Михайлович Достоевский – писатель, обладающий популярностью не только в России, но и за рубежом. Этот гений глубок и сложен, отсюда и непоколебимое внимание к его трудам. 
«Книги, подобные «Идиоту», «Раскольникову» и «Братьям Карамазовым» будут в грядущем, когда все внешнее в них устареет, восприниматься человечеством в их совокупности так, как мы сейчас воспринимаем Данте, едва ли понятного в сотне отдельных мелочей, но вечно живого и потрясающего нас, ибо в нём запечатлён поэтический образ целой эпохи мировой истории» – писал Герман Гессе, немецкий писатель, о художественном наследии Достоевского. Так это или нет – покажет время, но уже и сейчас можно прогнозировать, что этот гений жил, живет и будет жить среди нас даже после своей физической смерти. 
Федор Михайлович – несомненно философ. Многие мыслители, как отечественные, так и зарубежные, открыто говорили о влиянии писателя на свое мировоззрение, считали его в каком-то смысле своим духовным наставником. «Достоевский имел определяющее значение в моей духовной жизни. Еще мальчиком получил я прививку от Достоевского. Он потряс мою душу более, чем кто-либо из писателей и мыслителей» – так говорил о нем Николай Александрович Бердяев, русский религиозный философ.

Содержание
Введение .............................................................................................................. 3-4
1 Взаимосвязь жизни и творчества Достоевского ………………………………………….. 5
1.1 Важные моменты в судьбе писателя …………………………………………………… 5-8
1.2 Достоевский как философ ………………………………………………………............ 8-12
2 Философское наследие Достоевского ……………………………………………………….. 13
2.1 «Преступление и наказание» …………………………………………………………… 13-17
2.2 «Бесы» ………………………………………………………………………………………………. 17-23
2.3 «Братья Карамазовы» ………………………………………………………………………. 23-32
Заключение …………………………………………………………………………………………………….. 33
Список использованных источников ………………………………………………………. 34-35

Список использованных источников
1. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. - М.: Современник, 1989. - 557 с.
2. Достоевский, Ф.М. Письма. В 4-х т. / Под ред. и с примеч. А.С.Долинина. М.: Гослитиздат, 1959.
3. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 10 т. СПб., 1895.
4. Достоевский, Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона». Рукопис. ред. /Поли. собр. соч.: В 30 т.-Л.: Наука, 1974.-Т. 11.-415 с.
5. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4 изд. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.
6. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - С. 7-150.
7. Бердяев, Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. - Т.1.-С. 151-176.
8. Вильмонт, Н.Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста. -М.: Советский писатель, 1984. 279 с.
9. Волкогонова, О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX-начала XX веков. М.: Изд-во ГА ВС, 1992. - 88 с.
10. Вышеславцев, Б.П. Комм, конспект книги В.Розанова «Великий инквизитор» // Вопросы философии. 1996,- № 6. - С. 134-140.
11. Гессен, С. Трагедия зла: Философский смысл образа Ставрогина // Зап. Русской академической группы в США. New York, 1981. Dostoevsky commemorative volume, 14. P. 117-137.
12. Днепров, В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского Л.: Советский писатель, 1978. - 382 с.
13. Достоевский в зарубежных литературах (Сборник статей) Л.: Наука, 1978.-240 с.
14. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995.-338 с.
15. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2- т. Л.: ЭГО, 1991.
16. Ермилов, В.Ф. Достоевский. М.: Художественная литература, 1956. -285 с.
17. Иванов, В. Достоевский. Берлин, 1932.
18. Камю, А. Избранное. Пер. с фр. М: Правда, 1969. - 476 с.
19. Лаут, Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Р

Некоторые исследователи-философы считают, что Мармеладов – герой, в реплики которого Достоевский вкладывает непосредственно свои мысли.
Четвертая часть – разговор со Свидригайловым. Он появляется, когда Раскольников лежит больным в своей «конуре». Свидригайлов узнает «родственную душу» в Раскольникове, поскольку сам является преступником. 
Достоевский показывает, что путь без бога ведет к преступлению, идти против бога – самоубийство. 
Разговор Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой – самая главная часть произведения. С ней он разговорился сразу. Соня является неким архетипом Марии Магдалины, которая также несет на своих плечах бремя заботы о своей семье, которая осталась без кормильца. Может быть именно из-за этой схожести на уровне подсознания двух людей (есть страдающий Родион, который пытается выбраться из нищеты и при этом не дать в обиду свою семью, и есть Соня, которая страдает по похожей причине), Раскольников и обещает ей открыться. Он падает к ней в ноги и снова запускает этот процесс искупления греха. Именно в разговоре с Соней происходит отречение от своей теории Раскольниковым.