Недействительность государственных контрактов по Российскому законодательству
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день система государственных закупок играет важную системообразующую роль в российском обществе, являясь ключевым механизмом, обеспечивающим и отражающим качество реализации отношений между государством, обществом и экономикой. Сделки образуют гражданско-правовые отношения и занимают почетное место в системе юридических фактов. В настоящее время эти аспекты активно анализируются учеными-цивилистами в теории гражданского права.
Кроме того, это явление широко распространено в сфере правоприменительной практики. Количество судебных разбирательств в связи с расторжением контрактов неуклонно растет.
Это не способствует развитию гражданского оборота, а, наоборот, влечет за собой сомнения и неуверенность в их имущественном статусе в вопросах рыночных отношений.
Важность создания эффективной контрактной системы обусловлена современными экономическими потрясениями.
Долгое время Россия очень часто сталкивалась с экономическими проблемами и финансовой блокадой мирового сообщества. В этих условиях государству придется рассчитывать на собственные силы, строить приходящие в упадок отрасли, создавать новые производства и т.д. Конечно, все эти реформы проводятся в рамках федеральной контрактной системы, и от того, насколько эффективно будет работать система, зависит скорость создания независимого, экономически сильного государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ8
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 17
ГЛАВА 3. КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 25
3.1. Сущность и правовая природа контракта 25
3.2. Понятие и существенные условия государственного контракта 31
ГЛАВА 4. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛКИ 39
4.1. Понятие и основания недействительности сделки 39
4.2. Правовые последствия недействительности сделок 48
ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 1. – Ст. 1.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 2005. - № 1. – Ст. 14.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 1.
6. Семейный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 1994. – № 1. – Ст. 16.
7. Об акционерных обществах: Федер. закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1.
8. О естественных монополиях: Федер. закон от 17 августа 1995 г № 147-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 34. – Ст. 3426.
9. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 30. – Ст. 4571.
10. О защите конкуренции: Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3434.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ // СЗ РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
12. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федер. закон от 13 декабря 1994 № 60-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 34. – Ст. 3540.
13. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4006.
14. О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Пост. Правительства от 30 июня 2021 г. № 1078 // СЗ РФ. – 2021. – № 28. – Ст. 5508.
15. О предельных значения
Российское законодательство дает легальное определение понятия государственного контракта. Пожалуй, первым нормативно-правовым актом, содержащим понятие государственного контракта, был ныне утративший силу Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». Правовое же определение понятие «государственный контракт» впервые получило спустя 6 лет в ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключаемый государственным или муниципальным заказчиком от имени Российской Федерации или муниципального образования в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд