Интертекстуальность в творчестве Дэна Брауна
ВВЕДЕНИЕ
Для современной художественной литературы характерно использование большого количества интертекстуальных включений.
В зависимости от авторского замысла тексты, содержащие данные элементы, являются стилизацией, интерпретацией, пародированием чужих текстов. Чужой и авторский тексты вступают во взаимосвязи на различных уровнях. Явление скрещения, контаминации текстов двух и более авторов, зеркального отражения словесных выражений принято называть интертекстом.
Интертекстуальность реализуется как в научных, так и в художественных текстах. Для читателя интертекстуальность – это признак того способа, каким текст прочитывает историю и вписывается в нее.
Следует отметить, что любой текст можно считать интертексом. Классическую формулировку этому понятию дал Р. Барт: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры представляет собой новую ткань, сотканную из стары
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1-ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Понятие интертекстуальности в отечественном и зарубежном литературоведении
Интертекстуальность как характеристика литературы постмодернизма
Творчество Д. Брауна и литература постмодернизма
Выводы к Главе 1
Глава 2-Интертекстуальность как литературный прием в творчестве Д. Брауна
2.1. Интертекстуальность в романе «Код да Винчи»
2.2. Интертекстуальность в романе «Ангелы и демоны»
Выводы к Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арнольд И.В. Объективность, субъективность и предвзятость в интерпретации художественного текста//Арнольд И.В. Семантика, Стилистика, Интертекстуальность: сборник статей – СПб: СПбГУ, 1999, - С.341-350.
Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учеб. пособие/ И.В.Арнольд. – М.: Флинта, 2006. – 384 с.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1994.
Балод А. Роман – андрогин.: Журнал “Самиздат”.
Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.
М.: Художественная литература, 1986.
Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологи исследования романа) / М. Бахтин // Вопросы исследования литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 447–483.
Библер В.С. Нравственность. Современность. М.: Знание, 1991
Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.
Водолазкин Е. Г. Об интересном литературоведении // Текст и традиция: альманах. Вып. 2 / Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии Наук, Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная поляна» / Водолазкин Е. Г. — СПб.: Росток, 2014. С. 237–244.
Геращенко А.М. Функции вставных текстов как особой формы организации информационных потоков/А.М. Геращенко.– Бийск: АГАО, 2013. –С. 137
Денисова, г.В. В мире интертекста: язык, память,перевод [Текст] / Г.В. Денисова. - М. : Азбуковник, 2003. 18.
Дугин А. Конспирология. Наука о заговорах, секретных обществах и тайной войне [Текст] /А. Дугин. – М.: РОФ «Евразия», 2005. – 624 с.
Джафарова, У. М. Поэтика интертекстуальности в литературе постмодернизма / У. М. Джафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1083/ (дата обращения: 28.04.2022).
Евтугова Н. Способы языкового выражения соотношения звука и источника звука .
Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского постмодернизма.
«Автор-постмодернист сознательно отказывается от явного, эксплицитного выражения своей позиции в произведении» [17, c. 33]. Создавая текст, который постоянно аппелирует к другим текстам, автор скорее намечает читателю путь к формированию собственной интерпретации, чем диктует одно единственно верное прочтение.
Постмодернистское понимание интертекстуальности рождает новое понимание традиции. Ф. Джеймисон даже говорит о «модусе ностальгии» [38, с. 66] как преобладающем в современном искусстве. Открывая, деконструируя, критически осмысляя накопленный европейской культурой опыт, постмодернизм тем самым и «стимулирует читателя к созданию собственной, самостоятельно выработанной, а не воспринятой извне системой ценностей» [17, c. 172]. В лучших образцах постмодернистской литературы, будучи отрефлексированным, пропущенным через призму современного личностного опыта писателя и читателя, прошлое, им