Структурная политика государства
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях в глобальном масштабе происходят насыщенные процессы структурных трансформаций экономик. Они сочетаются с обострением неравномерности развития, а также общей неопределенностью. Сложившиеся условия способствуют тому, что блок государств, которые активно ищут новые решения в структурной политике, пополняется новыми участниками. Российское государство также не остается в стороне от рассматриваемого процесса. Тем не менее, сегодня вследствие значительных изменений внешних, а также внутренних условий, новыми трендами в развитии, общим неудовлетворением темпами экономического роста и сформировавшейся структурой экономики немаловажно произвести оценку новых перспектив для структурной политики в Российской Федерации.
Структурная политика применяется в разнообразных государствах в целях разрешения значительно рознящихся задач. К примеру, развивающиеся государства пытаются пересилить так называемую ловушку средних доходов, а также осуществить технологическое улучшение экономики. Государства Ближнего Востока используют структурную политику в целях диверсификации национальных экономик, а некоторые государства африканского континента лицезрят в ней некое средство преодоления бедности.
При этом даже значительное число развитых государств, которые исчерпали в значительной степени потенциал институциональных мер, склоняются к активной структурной политике. В этой связи они рассчитывают увеличить темпы собственного экономического роста. В общем соображения разных стран о возможностях, а также рисках государственного вмешательства значимо меняются в пользу использования более активных, при этом умных механизмов.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Государственная политика структурных преобразований экономики России: исторический аспект 6
1.2. Сущность и значение структурной политики российского государства 9
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 15
2.1. Роль структурной политики в обеспечении экономической безопасности государства 15
2.2. Совершенствование структурной политики в целях обеспечения экономической безопасности России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378.
Книги и сборники
3. Балясова А.А. Структурно-инвестиционная политика как инструмент укрепления экономической безопасности государства // А.А. Балясова / Российская экономика в условиях новых вызовов: сб. трудов. 2018. С. 81-85.
4. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н. Трансформация структурной политики в регионах РФ в целях достижения глобального технологического лидерства // Ю.В. Вертакова и др. / Экономика и менеджмент в условиях нелинейной динамики. Санкт-Петербург, 2017. С. 151-194.
5. Гралько В.В. Некоторые теоретические подходы к трактовке структурной политики в контексте экономической безопасности государства // В.В. Гралько / Безопасность в профессиональной деятельности: сб. статей. Санкт-Петербург, 2021. С. 95-105.
6. Козина Л.А. Анализ системы государственного управления: зарубежный и российский опыт // Л.А. Козина / Экономика и управления: актуальные проблемы и перспективы: сб. трудов. 2018. С. 106-111.
7. Панова А.М. Проблемы реализации структурной политики России // А.М. Панова / Результаты современных научных исследований и разработок: сб. статей. Пенза, 2022. С. 63-65.
8. Рожковская Е.А. Структурная политика как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Е.А. Рожковская / Экономика XXI века: сб. трудов. Новосибирск, 2021. С. 51-55.
9. Симачев Ю.В., Акиндинова Н.В. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка // Ю.В. Симачев / Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 32 с.
10. Схаплок Р.Б. Совершенствование модели государственного управления структурированием региональной хозяйственной системы // Р.Б. Схаплок / Будущее науки-2018: сб. статей. 2018. С. 310-314.
11. Чепоров С.К. Структурно-инвестиционная политика государства // С.К. Чепоров / Актуальные проблемы и перспективы инновационного развития: сб. трудов. 2018. С. 198-209.
Статьи из журналов и периодических изданий
12. Багомедов М.А., Рабаданова А.А. Структурная политика государства в регионах СКФО в условиях геоэкономических вызовов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 12 (86). С. 59-68.
13. Гладкова Л.А., Морозова С.И. Структурное регулирование аграрной политики // Kant. 2018. № 3 (28). С. 165-173.
14. Гонта С.В. Научно-концептуальные основания реализации структурной политики государства // Проблемы и перспективы экономики и управления. 2017. № 2 (10). С. 34-41.
15. Катов В.В. Структурная политика как основной фактор роста национальной экономики РФ // Ученые записки. 2020. № 2 (34). С. 46-52.
16. Королёв В.И., Дикуль Е.В. Пути повышения качества государственного управления: зарубежный опыт и российская практика // Менеджмент в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 22-28.
17. Кудрявец А.С., Проценко В.С. Структурная политика государства в контексте укрупнения промышленного производства // Вестник современных исследований. 2018. № 9.2 (24). С. 69-71.
18. Леонидова А.И., Иванченко Л.А., Трубинова Т.С. Современная структурная политика в России // European Social Science Journal. 2018. № 8. С. 149-153.
19. Маргарян А.Ш., Терзян А.Т., Солодовников С.Ю. Взаимосвязь структурной политики и модернизации реального сектора экономики // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 4-2 (36). С. 101-105.
20. Решетова Т.В. Роль промышленного производства в системе приоритетов в структурной политике государства // Форум молодых ученых. 2017. № 4 (8). С. 555-558.
21. Слесаренко Е.В. Основные ориентиры политики структурной модернизации современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 5 (362). С. 897-912.
22. Солодовников С.Ю. Взаимосвязь структурной политики государства и модернизации реального сектора экономики // Экономическая наука сегодня. 2018. № 7. С. 84-94.
Авторефераты диссертаций
23. Игнатова А.М. Политические и концептуальные основания трансформации государственного управления в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. – Санкт-Петербург, 2019. С. 361.
Электронные ресурсы
24. Структурная политика в России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/sCykH (Дата обращения: 06.07.2022 г.)
Специальную роль при определении структурной политики играет обоснование специализации, а также долгосрочной структуры российской экономики. Разумеется, отправными точками выступают реальная оценка, а также эффективность применения трудовых, инновационных, производственных, а также иных ресурсов.
Стабильность российской экономики, а также будущее константное функционирование всего хозяйства для обеспечения экономической безопасности тесным образом связаны с качественными модификациями ее структуры. Это воплощается посредством осуществления структурной политики российского государства. Под ней принято понимать деятельность государства, которая связана с обеспечением, а также поддержанием соразмерного развития национального хозяйства в различных областях.
Таким образом, в настоящее время российское государство должно возложить на себя функции субъекта целенаправленных структурных преобразований. Оно должно попытаться посредством системы надлежащих инструментов уменьшить отрицательное воздействие сформировавшихся угроз трансформации и дальнейшей интеграции. Кроме того, на нем лежит обязанность по созданию институциональных предпосылок для перевода российской экономики в совершенно иное состояние, которое основано не только на существующих, но также и динамичных преимуществах отечественного хозяйства.