Особенности социальной защиты граждан проживающих и работающих в районах Крайнего Севера
ВВЕДЕНИЕ
Характеристика территорий находящихся на севере в Российской Федерации дана в Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000г. К районам Севера относятся полностью или частично территории 6 республик, 3 краев, 10 областей и 8 автономных округов. Здесь проживает свыше 11,7 млн. человек, из них более 200 тыс. человек - представители 30 коренных малочисленных народов Севера.
Отличается Крайний север неблагополучными условиями проживания для человека. Суровые зимы, сокращенное количество солнечных дней обусловливают специфические природные условия, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека и его эмоциональное состояние. В результате проживание в подобных условиях само по себе является стрессовой ситуацией и если для коренного населения существует определенная адаптация, которая формировалась на протяжении сотен поколений, то для лиц, которые невольно прожи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.История развития законодательства о социальной защите граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера…………………….5
1.1.Условия труда и проживания на Крайнем Севере………………………….5
1.2.Понятие и правовые аспекты социальной защиты защите граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера…………………….9
1.3.История развития законодательства о социальной защите граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера…………………...12
2.Правовое регулирование гарантий и компенсаций для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера…………………………………….16
2.1.Гарантии и компенсации лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера…………………………………………………………………16
2.2.Особенности пенсионного обеспечения жителей и работников Крайнего Севера…………………………………………………………………………….21
2.3.Споры о компенсации расходов северян на оплату стоимости проезда воздушным транспортом к месту отдыха……………………………………...28
3.Правовые проблемы, связанные с реализацией трудовых прав граждан, проживающих в районах Крайнего Севера……………………………………34
3.1.Проблемы, связанные с функционированием системы реализации трудовых прав граждан, проживающих в районах Крайнего Севера……….34
3.2.Предложения по совершенствованию законодательства, связанного с реализацией трудовых прав граждан на современном этапе развития регионов Севера России…………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………56
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
4.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
5.Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
6. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
7. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ и признании не действующими на территории РФ некоторых актов Совета Министров СССР".
8. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 "О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера".
9.Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффицие
Во-вторых, коэффициент замещения заработка пенсией в северных регионах характеризуется весьма низким уровнем. В-третьих, прожиточный минимум пенсионера в регионах Севера значительно выше, чем в среднем по России, т. к. под воздействием климатических, географических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития стоимость жизни на Севере имеет более высокий уровень, чем в иных регионах страны.
В Рекомендациях парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Проблемы пенсионного обеспечения северян в условиях проведения пенсионной реформы» отмечены и другие особенности пенсионного обеспечения в регионах Севера. Так, почти во всех северных регионах доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась. Это связано во многом с переселением в другие районы страны с более благоприятным климатом значительного количества молодежи и квалифицированных работников среднего возраста, имеющих материальные возможности д