Конституционно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время управление в органах безопасности считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности,достижения успеха определенными организационными подразделениями, в том числе: органами безопасности, их подразделениями, сотрудниками подразделений, штатом внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.
Безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Проблема защи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ 7
1.1 Возникновение и этапы развития правового регулирования по обеспечению безопасности в России 7
1.2 Понятие и система специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации 13
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 27
2.1 Деятельность Совета Безопасности и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности 27
2.2 Иные органы исполнительной власти, обеспечивающие безопасность в РФ, их характеристика и задачи……………………………………….……..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; 2020. – № 55.
2. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (в ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2; 2020. – № 46. – Ст. 7209.
3. О внешней разведке: федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ (в ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 143; 2020. – № 46. – Ст. 7210.
4. О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ (в ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. – 1995. – №15. – Ст. 1269; 2020. – №46. – Ст. 7210.
5. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2231; 2021. – № 116. – Ст. 3.
6. О государственной границе Российской Федерации: закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730–1(в ред. от 11.06.2021)//Российская газета. -1993.- №84.-2021.- ст.30
4. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (в ред. от 03.07.2018) // СЗ РФ. – 2003. – № 33. – Ст. 3254; 2018. – №28. – Ст. 4198.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ. – 2021. – № 27 (часть II). – Ст. 5351.
6. О безопасности: закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ». – № 15. – Ст. 769. (утратил силу).
7. О федеральных органах правительственной связи и информации: закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4524–1(в ред. от 10.01.2003)//Ведомости Съезда народных депутатов. -1993.-№12.-ст.423.-2003.-№15(утратил силу)
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 212. (утратил силу).
Специальная литература:
9. Кардашова, И. Б. Основы национальной безопасности: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2018. – С. 238
10. Брэбан, Г. Французское административное право: пер. с фр. / под ред. и со вступ. ст. С. В. Болотова. — М.: Прогресс, 1998. – 488 с.
11. Кириллова Н. П. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / Н. П. Кириллова, Н. Г. Стойко. — М.: Юрайт, 2015.– С. 407.
12. Махинин, В.И. Основы управления в органах безопасности: Учебник / В.И. Махинин, ред. Б.С.Тетерин. – М.: Шумилова, 2001. - 182 с
13. Макарейко, Н. В. Административное право: учебник для вузов /Макарейко Н.В. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 280 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
14. Митюченко, Л.С., Нижних, О.С. Проблемы обеспечения законности нормативно – нормативно - правовых актов органов исполнительной власти субъекта РФ// Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3. С. 313–317.
15. Кутьин, Н.Г. Безопасность: понятие, виды, определения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2013. – № 1. – С. 12.
16. Ирошников, Д. В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. – 2014. – № 2. – С. 68.
17. Лихачёв, С. В. Сущность и содержание категории «общественная безопасность» / С. В. Лихачев, С. П. Гончаров // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – №5 (68). – С. 161.
18. Прудников А. С. Безопасность личности и её обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование): дисс… докт. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2009. – С. 237.
19. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Губин, В. А., Зоидов, З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М.: ЦЭМИ РАН, 2012.
20. Пожаров, А.И. Военно-экономическая победа и ее уроки // Военная мысль. – 2005. – № 3. – С. 74.46. Лихачев, С. В. Сущность и содержание категории «общественная безопасность» / С. В. Лихачев, С. П. Гончаров // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – №5 (68). – С. 158-165.
Электронные ресурсы:
21. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/19653.
22. Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html.
23. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997. № 1300) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.scrf.gov.ru/documents/1.html
24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601
25. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021).[Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058
26. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021).[Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058.
Это наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах . Характерной особенностью специальных органов, отличающей их от других правоохранительных органов, является использование специальных сил и средств в их деятельности , в пределах их компетенции и в соответствии с законом . Всё многообразие специальных органов условно можно разделить на два основных типа .
Первый - это специальные органы, занимающиеся сбором оперативной информации и последующим ее предоставлением правительственным, правоохранительным и другим структурам; осуществляющие скрытый контроль над разведывательно-подрывными и другими враждебными инфраструктурами, а также проводящие специальные операции против них с использованием оперативных средств или ограниченных сотрудников , обученных для этих целей .
Второй тип специальных органов-это симбиоз " чистой " специальной службы с органом государственного управления. Особенностью данного вида структуры и деятельности является не только включение специальных органов в качестве органов государственной безопасности в систему государственного управления, но и признание их главным органом в области обеспечения безопасности страны . Следовательно, этим органам даны межведомственные функции, право давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам в этой области.