Литература нон-фикшн: литературоведческий и методический аспект анализа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время литература нон-фикшн – явление достаточно новое в современной литературе. Чрезвычайно важным является то, что она становится понятием, обобщающим целую группу направлений.
Сегодня литературный мир меняется так же быстро, как и другие сферы науки и культуры. Количество литературных произведений увеличивается и приобретает особую специфику. На первый план выходит невымышленная проза, которая становится индикатором социальных изменений в обществе. Происходит глобальный поворот к литературе факта: читатель устал от вымысла традиционного романа, ему нужна литература, в которой интересен человек, картина реальной жизни. Литература, основанная на художественном вымысле, потеряла свое главенствующее место в читательском восприятии или «даже окончательно девальвировалась, уступив место non fiction как новому типу прозы: эссе, документальным повествованиям, философско-эстетическим трактатам, мемуарам, эпатирующей исповеди» [Абрамов]. Своими художественными особенностями литература нон-фикшн способствует формированию новой волны интереса к классической литературе.
Нон-фикшн – явление многовекторное, и одной из его литературных форм является автофикшн, в которой соединяются художественный вымысел и реальные факты биографии автора. Литература автофикшн в художественном проявлении способна раскрыть образ автора как человека и запечатлеть не только историю его личной жизни, но и главные исторические моменты в развитии народа и государства. Данная литературная форма примыкает к главному классическому руслу литературы в силу запечатленной в нем художественной правды.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Литература нон-фикшн: литературоведческий аспект анализа 12
1.1 Предпосылки возникновения литературы нон-фикшн 12
1.2 Понятие литературы нон-фикшн 17
1.3 Художественные особенности жанра 23
1.4 Специфика авто-фикшн 28
Глава 2 Методология литературоведения: анализ произведения М. Степановой «Памяти памяти» 34
2.1 Характеристика исследуемого произведения 34
2.2 Художественные особенности исследуемого произведения 40
2.3 Проблема авторского присутствия в исследуемом произведении 47
2.4 Возможность использования литературы нон-фикшн в образовательном процессе 52
Заключение 56
Список источников 61
Список источников.
Абрамов А. А. Литература non fiction: вымыслы и реальность / А. А. Абрамов // Знамя. – 2003. – № 1. URL: https://proza.ru/2010/04/15/396 – Дата обращения: 17.04.2022.
Амирян Т. Н. Двойная идентичность автофикциональной литературы / Т. Н. Амирян // Ереван, Российско-Армянский Университет. – 2019. – С. 197-208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoynaya-identichnost-avtofiktsionalnoy-literatury/viewer – Дата обращения: 09.06.2022.
Басинский П. В. Сочинять без вымысла / П. В. Басинский // Российская газета – федеральный выпуск. 2015. – № 151. URL: https://rg.ru/2015/07/13/basinskii.html – Дата обращения: 17.04.2022.
Болдырева Е. М. Дифференциация фактуальных и фикциональных жанров автобиографической литературы конца ХХ – начала ХХI в. / Е. М. Болдырева // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – № 4. С. 34-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-faktualnyh-i-fiktsionalnyh-zhanrov-avtobiograficheskoy-literatury-kontsa-hh-nachala-hhi-v – Дата обращения: 17.04.2022.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с. URL: https://gufo.me/dict/bes/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90 – Дата обращения: 17.04.2022.
Гвоздев А. А. Искусство факта. Понятие «креатив-нон-фикшн» / А. А. Гвоздев // Балтийский филологический курьер. – 2011. – С. 241-249. URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/521/Гвоздев_241-249.pdf – Дата обращения: 17.04.2022 г.
Гримова О. А. Разрушение нарративной интриги в «романсе» М. Степановой «Памяти памяти» / О. А. Гримова // Кубанский государственный университет. – 2020. – № 9. – С. 140-151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrushenie-narrativnoy-intrigi-v-romanse-m-stepanovoy-pamyati-pamyati/viewer – Дата обращения: 02.06.2022
«Произведения литературы нон-фикшн отличает отсутствие вымышленных сюжетов и героев, рассказ о реальных событиях, пропущенный через личностное мировосприятие автора, использование различных художественных и драматических приемов, построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой» [Казакова, с. 9].
Произведения нон-фикшн передают подлинную картину событий и масштабные общественные трагедии, так как основаны на воспоминаниях очевидцев, сохраненных документах, исторических фактах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом личностно окрашенная точка зрения автора проявляется в структурировании материала и оценке событий. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетические, религиозные и политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.