Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как роман воспитания

Скачать курсовую работу, в которой исследуется Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как роман воспитания
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.11.2023
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В теории романа до сих пор актуален вопрос определения этого термина, не менее неоднородным выступает и проблема жанровой модели романа. По мнению М.М. Бахтина, не всегда удается дать некой обобщающей формулы для романа как жанра. Поэтому в современном литературоведении существуют разные толкования термина «роман».
Так, в Большой советской энциклопедии (БСЭ) предлагается такая трактовка термина: «Роман (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра – национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующее значение в мировой литературе» [Шмидт 1934: 132]. В новейшем литературоведческом словаре-справочнике Н.В. Сусловой дается такое понятие: «Роман – эпический жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб, порою целых поколений, развернутую в широком художественном пространстве и времени, обладающем достаточной длительностью» [Суслова 2003: 43].

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Возникновение и становление просветительского жанра воспитательного романа 5

1.1.   Истоки и специфика жанра романа воспитания 5

1.2. Воспитательный роман в русской литературе 19 века 20

Глава 2. «Обыкновенной истории» Гончарова как роман воспитания 26

2.1.   Эволюция мировоззрения Александра Адуева как отражение пути становления человека 26

2.2. Характерные черты романа «Обыкновенная история» как романа воспитания 30

Заключение 35

Список литературы 36

Список литературы

Бахтин, М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Арт – МИР, 1979. – 197 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.:Искусство, 1986., с. 212
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. - М.:Худож.лит., 1975., с.383
Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С.П. Белокурова. – М.: Наука, 2005.– 158 с.
Гончаров И.А. Обыкновенная история. М.: Современник, 1983. 288 с.
Гончаров, И.А. Полное собрание сочинений: В 20 т. [Текст] / И.А.Гончаров, – Спб.: Правда, 1999.– 457 с.
Диалектова А.В. М.М. Бахтин о жанре воспитательного романа // Проблемы научного наследия М. М. Бахтина. - Саранск, 1985. - С. 46.
Краснощёкова, Е.А. И.А. Гончаров. Мир творчества. [Текст] / Е.А. Краснощекова. – СПб.: Искусство, 1997. – 159 с.
Краснощекова, Е.А. Роман воспитания – Bildungsroman – на русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский [Текст] / Е. А. Краснощекова. – СПб.: Пушкинский фонд, 2008. – 480 с.
Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII – XX веков / В.Н.Пашигорев. – Саратов: Саратовский университет, 1993. – 133 с.
Суслова, Н.В., Усольцева Т.Н. Новый литературоведческий словарь-справочник для ученика и учителя [Текст] / Н.В. Суслова, Т.Н.Усольцева, – М.: Белый ветер, 2003. – 234 с.
Садриева,А.Н.Трансформация западноевропейского романа воспитания в культурном контексте современности: автореф. дис. … канд. Культурологи/ А.Н. Садриева. – Екатеринбург, 2007. – 26 с.
Шмидт, О.Ю. «Большая советская энциклопедия. Том 32.» Изд.«Советская энциклопедия», 1936. – 546 с.

«Процесс личного перевоспитания человека, - повторяет Бахтин еще раз, но уже в другой своей работе, ту же мысль, - вплетен здесь в ломки и перестройки всего общества, то есть в исторический процесс» [3; с. 382]. Роман воспитания в той его форме, в которой он сформировался в литературе немецкого Просвещения в XVIII веке является, по мнению Бахтина, лишь частной формой (одной из разновидностей) большого пласта романа становления. Этот тип романа противопоставлен им роману испытания, герой которой – «величина постоянная» в формуле романа. В отличие от него герой романа становления – «величина переменная» - он меняется – меняется его отношение к жизни, к событиям, к самому себе и своим поступкам. Герой эволюционирует, а потому и основой сюжета романа становятся события, формирующие его личность. Причем формирование героя идет не в биографическом времени идиллического хронотопа, а в историческом времени становления самого мира.