Образный мир «Таинственных повестей» И.С. Тургенева
Введение
Одним из спорных вопросов для тургеневедов является вопрос о художественном методе позднего творчества Тургенева. В 1870 – 1880-е гг. писатель сочиняет ряд произведений, в которых описаны иррациональные и таинственные явления и происшествия. Многие исследователи считали, что в этих произведениях Тургенев пытался изобразить естественнонаучное объяснение тому странному и неведомому, что вмешивается в привычную жизнь людей и затрагивает самые тонкие глубины сознания.
«Таинственные повести» И. С. Тургенева стали предметом исследования А. Андреевой, Н. Овсяннико-Куликовского, М. О. Гершензона, В. М. Фишера, М. Петровского, Л. В. Пумпянского, М. К. Азадовского, Н. К. Пиксанова, М. Габель, А. Орлова и некоторых других. В 60-е годы так называемый «таинственный цикл» изучался Г. А. Бялым и С. Е. Шаталовым, Г. Б. Курляндской, Л. Н. Осьмаковой, М. А. Турьян. Отдельная главапосвящена этим произведениям в монографии А. Б. Муратова «Тургенев-новеллист».
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. «Таинственные повести» в творчестве И. С. Тургенева…………………….5-8
Глава 2. Образный мир «таинственных повестей»
Глава 2.1. Пространственно-временные образы……………………………………………9-14
Глава 2.2. Персонажные образы……………………………………………………………………15-22
Глава 2.3. Звуковые образы……………………………………………………………………………23-27
Заключение……………………………………………………………..………………………………………28-29
Список использованной литературы…………………………………………………………….30-31
Список использованной литературы:
Поддубная Р.Н. Современность классики: избранные труды. – Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2015.
Пумпянский Л. В. Группа «таинственных повестей. — [Электронный ресурс]: http://www.ruthenia.ru/horror/poetic/pumpyansky/mys_tales.htm
Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. — Тула: Гриф и К, 2000
Муратов А. Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867 -1871 годов. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.
Лебедев Ю. В. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Н.Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлева и др. — М.: Просвещение, 1991.
Лебедев Ю.В.История русской литературы XIX века (вторая половина) / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлёва и др. – М., 1991.
.Пумпянский Л.В. Группа «таинственных повестей» // И.С. Тургенев. Сочинения. – Т. VIII. – М. – Л., 1929. – С. IX, X.
Иезуитов А.Н.«”Таинственные произведения” И.С. Тургенева (Объяснение необъяснимого)» // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов. – С.-П. – Орёл, 1998.
Муратов А. Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е г.г.). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
Аринина Л. М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И. С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. - Вологда: Изд-во Вологодского ун-та, 1987, - С. 24-35.
Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И. С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 - 1870-х годов // Русская литература 1870 - 1890-х годов. Сб. 13. - Свердловск, 1980. - С.75 - 93.
Пумпянский JI.B. Группа «таинственных повестей» // И.С. Тургенев. Сочинения, т. VIII. - М. - Л, 1929. - С. 3-18.
Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззение, метод, традиции. - Тула, 2001. – С. 229
Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974. - 280 с.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми томах. — М.-Л.: Наука, 1960-1968.
Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 10 - / М. П. Алексеев (гл. ред) и д
Дом, как отмечалось исследователями, например, В. М. Марковичем, В. С. Краснокутским, О. М. Барсуковой, - один из наиболее значимых символических образов в тургеневском художественном мире. Он выступает прежде всего как «незаменимое убежище, надежное пристанище человека» [20, с. 143], как «рукотворный универсум, среда выживания и обретения новых сил», как «мир, в котором ... позволительно осознать себя полноправным хозяином» [20, с. 143]. Дом у Тургенева в «таинственных повестях», выступает не только как носитель значений безопасности, гармонии культуры, творчества. Нередко он становится символом определенной ограниченности человеческого бытия. Как и в романах, замкнутое пространство дома, с одной стороны, позволяет выявить именно эту отгороженность героев от мира, общей жизни. Ни с кем не поддерживают отношений герои «Сна».