Методы мотивации труда как фактор оптимизации процесса управления (на примере ООО ЮТЕКС РУ)
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития мировой экономики в целом, и российской экономики в особенности, наличие квалифицированной рабочей силы является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятия. Согласно современным концепциям управления именно сотрудники являются наиболее важным ресурсом предприятия, что влияет на его доходы, конкурентоспособность и устойчивое развитие. На многих предприятиях этот фактор недостаточно проработан. Также сейчас мы видим тенденцию снижения интереса и внимания к вопросам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой мотивации, хотя анализ состояния дел в сфере труда необходим для того, чтобы выбрать направление и методы осуществления мероприятий по экономическому развитию. В эпоху научно-технической революции высокие достижения в развитии техники и технологии, а также совершенствование системы управления производством открывают новые возможности для роста производительности труда и эффективности производства.
Если механизм формирования побудительных мотивов к высокопроизводительному труду, повышению интеллектуального потенциала и профессиональной компетентности сотрудников будет эффективным, уровень развития их творческой инициативы и предприимчивости, а также активности в процессе увеличения конкурентных преимуществ компании будет высоким.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………..8
§1 История становления и развития понятия систем мотивации и стимулирования персонала……………………………………………...8
§2 Сущность и виды стимулирования сотрудников в организации, как один из важнейших инструментов мотивации………………………..21
§3Мотивация труда как составная часть системы управления персоналом…………………….………………………………………..26
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ-УЧАСТНИКЕ ВЭД ООО ЮТЕКС РУ……………….37
§1 Организационно-экономическая характеристика предприятия- участника ВЭД ООО ЮТЕКС РУ…......................................................37
§2 Методы мотивации труда сотрудников предприятия-участника ВЭД ООО ЮТЕКС РУ.……………………………………………..………..40
§3 Проблемы системы мотивации труда персонала на предприятии-участнике ВЭД ООО ЮТЕКС РУ...……………………………..……….46
ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ-УЧАСТНИКОМ ВЭД ПРИ ПОМОЩИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ООО ЮТЕКС РУ).....................................................................55
§1 Разработка и внедрение предложений по совершенствованию методов мотивации труда персонала предприятия-участника ВЭД ООО ЮТЕКС РУ……………..…….....................................................................55
§2 Оценка эффективности внедрения разработанных предложений по совершенствованию методов мотивации труда персонала предприятия-участника ВЭД ООО ЮТЕКС РУ …………………………………...60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………....................................67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008.;
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №50;
Учебники и учебные пособия
3. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. - М.: Генезис , 2014. - 95 c. – ISBN 5-98563-041-2;
4. Алтухов С.И. Организация и мотивация как функции управления. – Новосибирск: СГГА, 2012.- 62 с. – ISBN 978-5-87693-537-3;
5. Аширов Д.А. Труд: стимулы-мотивы-мотивации. – М.: АСТ, 2002 – 262 с. – ISBN 978-5-147-01365-0;
6. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. - М.: Юнити-Дана , 2013. - 440 c. – ISBN 978-5-238-01605-4;
7. Брасс А.А. Мотивация. Ласковый кнут и жесткий пряник. - М.: Издательство Гревцова, 2012. - 120 c. – ISBN 978-9-856-82617-0;
8. Варенов А. В., Исаев С. Ю. Мотивация персонала. Игра или работа. М.: Речь , 2012. - 160 c. – ISBN 978-5-9268-0772-7;
9. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. М.: Гуманитарный центр, 2012. - 156 c. – ISBN 966-8-32418-8;
10. Ветлужских Е., Мотивация и оплата труда. М.: Альпина Паблишер, 2013. - 273 c. – ISBN 978-5-9614-2431-7;
11. Волосский А. Мотивация и стимуляция труда. М.: Техносфера, 2012. - 496 c. – ISBN 978-5-94836-155-0;
12. Гаудж П. Исследование мотивации персонала. М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 272 c. – ISBN 978-966-415-029-0;
13. Демидов А.Г. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века: учебное пособие – М.: Наука, 2014. - 223с. – ISBN 658-1-23603300-3;
14. Денни Р. Мотивация для победы – М.: ФАИР,2007. – 160с. – ISBN 978-5-8183-1344-3;
15. Дипроуз Д. Мотивация – М.: Эксмо, 2008. – 256с.– ISBN 5-699-19589-0;
16. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие; М.: Инфра-М, 2012. - 464 c. – ISBN 978-5-16-004576-4;
17. Иванова С. Мотивация на 100%. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 288c. – ISBN 978-5-9614-2599-4;
18. Ивановская Л. В., Митрофанова Е. А., Свистунов В. М. Организация, нормирование и регламентация труда персонала. - М.: Проспект, 2013. - 461 c. – ISBN 978-5-392-09733-3;
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 c. – ISBN 5-272-00028-5;
20. Кайро Д. Суперменеджер: мотивация и самодисциплина. - М.: Феникс, 2004. - 128 c. – ISBN 5-222-04199-9;
21. Кинан К. Менеджмент на ладони. Эффективная мотивация. - М.: Эскмо, 2006. - 80с. – ISBN 5-699-17560-1;
22. Кирхлер Эрих, Родлер Криста Мотивация в организациях. - М.: Гуманитарный центр, 2013. - 144 c. – ISBN 978-617-7022-13-7;
23. Кошелев А.Н. Эффективная мотивация торгового персонала. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 224 c. – ISBN 978-5-394-01222-8;
24. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 398 c. – ISBN 978-5-9916-3610-0;
25. Маслоу А. Мотивация и личность.— СПб.: Питер, 2006. - 352с. – ISBN 956-4-2040610-3;
26. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала. - М.: Феникс, 2010. - 272 c. – ISBN 978-5-222-17253-7;
27. Надеждина В. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат. - М.: Харвест, 2008. - 254 c. – ISBN 978-9-851-63380-3;
28. Пономарев И.П. Мотивация работой в организации. - М.: Либроком, 2013. - 224 c. – ISBN 978-5-397-03979-6;
29. Пустоветова И.К. Менеджмент: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / И.К. Пустоветова. – Омск: ОмГТУ, 2007. - 220с. – ISBN 864-1-54803330-3;
30. Соломанидина Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с;
31. Тропицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации: учеб. пособие. / С.Ю. Тропицына – СПб.: Книжный Дом,2007. -240с. – ISBN 978-5-94777-094-0;
32. Уайтли Ф. Мотивация. - М.: Вильямс, 2008. - 160 c. – ISBN 978-5-8459-0494-2;
33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2003. - 800c. – ISBN 5-94723-389-4;
34. Хенсен М. Мастер мотивации. Секреты управления. – М.: АКТ,2006. – 156с. – ISBN 5-17-038914-0;
35. Цыбульский К. Управление отделом продаж. Прогноз, организация, мотивация, контроль. - М.: Гуманитарный центр, 2009. - 380 c. – ISBN 978-966-8324-53-6;
36. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с. – ISBN 856-3-25403200-3;
37. Шмидт В.Р. Проблемы и технологии оценки персонала. - М.: Речь, 2008. - 160 c. – ISBN 5-9268-0745-Х;
38. Эггерт М. Мотивация. Что заставляет выкладываться на работе. - М.: Гиппо, 2010. - 144 c. – ISBN 978-5-91606-026-3;
39. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. - М.: Смысл, 2014. - 416 c. – ISBN 5-89357-152-5.
Статьи
40. Вдовиченко Д.В. Эффективные методы мотивации персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016.- № 3 - С. 44-56;
41. Караваев В.А. К вопросу о позитивной мотивации персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий.- 2012.- № 1. -С. 75-82;
42. Крячко К. С. Эффективная мотивация персонала // Экономическая наука и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый.- 2013. - С. 65-71;
43. Кулакова А.Ю., Костров А.С. Мотивация персонала в организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий.- 2013.- № 6 -С. 62-68;
44. Маслова Н.В., Богомолова О.А. Особенности мотивации персонала в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. -2015.- № 7 - С. 37-40;
45. Новикова И. Ю. Необходимость стимулирования инновационной активности в экономике России // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 223-225;
46. Царев В. Е., Вершина Д. А., Семенова Н. К. Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 929-932;
Электронные ресурсы
47. Грамотное стимулирование сотрудников [Электронный ресурс]. URL: -http://www.hrmaximum.ru/articles/motivation/1030 (дата обращения: 29.05.2022);
48. Дарьин А. Мотивация персонала [Электронный ресурс]. URL: - http://darin-show.ru/motivatsiya-personala (дата обращения: 02.03.2017);
49. Как повысить мотивацию сотрудников [Электронный ресурс]. URL: -http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-biznesa/kak-povysit-motivaciyu-sotrudnikov.html (дата обращения: 21.05.2022);
50. Методы и инструменты оценки мотивации в организациях [Электронный ресурс]. URL: -http://hr-portal.ru/blog/metody-i-instrumenty-ocenki-motivacii-v-organizaciyah (дата обращения: 27.04.2022);
51. Методы оценки персонала [Электронный ресурс]. URL: -http://studopedia.ru/4_157273_etapi-i-metodi-otsenki-personala.html (дата обращения: 27.05.2022);
52. Методы повышения мотивации [Электронный ресурс]. URL: -http://www.plam.ru/bislit/net_motiva_net_raboty_motivacija_u_nas_i_u_nih/p5.php (дата обращения: 23.04.2022);
53. Мотивация персонала [Электронный ресурс]. URL: -http://www.kpms.ru/Implement/Motivation.htm (дата обращения: 27.04.2022);
54. Мотивация сотрудников – как повысить мотивацию персонала [Электронный ресурс].URL: -http://hiterbober.ru/businessmen/motivaciya-sotrudnikov.html (дата обращения: 21.05.2022);
55. Мотивы и стимулы [Электронный ресурс]. URL: -http://studopedia.ru/17_5468_motivi-i-stimuli.html (дата обращения: 02.03.2017);
56. Назарова Е.В. Особенности и перспективы методов современного стимулирования персонала в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: - http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11739 (дата обращения: 29.05.2022);
57. Особенности управления в России [Электронный ресурс]. URL: -http://www.psychologos.ru/articles/view/pochemu_v_rossii_ne_rabotayut_metody_stimulirovaniya_truda_vop_zn_ (дата обращения: 07.03.2017);
58. Причины пассивности работника [Электронный ресурс]. URL: - http://studopedia.ru/2_101797_prichini-passivnosti-rabotnika.html (дата обращения: 18.05.2022);
59. Современные методы мотивации персонала [Электронный ресурс].URL: -http://motive4you.ru/work/metodi-motivacii-personala/(дата обращения:12.03.2017);
60. Современные методы стимулирования труда работников [Электронный ресурс]. URL: -http://bbcont.ru/psychologies/sovremennye-metody-stimulirovaniya-truda-rabotnikov.html (дата обращения: 27.05.2022);
61. Стимулирующие выплаты как форма вознаграждения за труд [Электронный ресурс]. URL: -http://www.ippnou.ru/print/000311/ (дата обращения: 23.04.2022);
62. Шапиро С.А., Шилаев А.В. Факторы повышения эффективности труда персонала – 2012. – 222 с. [Электронный ресурс]. URL: -http://proftests.ru/lib/b2/2_2.htm (дата обращения: 23.05.2022);
Эта система стимулирования в значительной мере формирует благоприятный психологический климат, формирует стремление персонала оставаться именно в этой компании, а не искать другую. Остановимся подробнее на теме нематериального стимулирования и формирования компенсационного пакета, иное более привычное его название – социальный пакет, предоставляемый компанией своим сотрудникам. Когда сотрудник устраивается на работу, он понимает, что помимо материального стимулирования, он может получить на этой работе что-то еще, дополнительный социальный пакет, дополнительные услуги, возможности, которые предоставляет компания своим сотрудникам по результатам их работы, по времени их работы, по их вкладу, по достижению тех или иных результатов.