Взаимодействие экономических интересов государства, предприятий и физических лиц в налоговой политике региона
Введение
В современном мире роль налоговой системы как одного из основных экономических регуляторов сильно возрастает. Структура рынка, воспроизводственная и отраслевая структура экономики в значительной степени формируются под воздействием налогового механизма. Сами налоговые отношения связаны с распределением стоимости созданного совокупного дохода между государством, предприятиями и гражданами, поэтому затрагивают интересы всех трех вышеназванных сторон. В связи с тем, что реакция хозяйствующих субъектов в целом на действие налоговых факторов оказывает сильное влияние на рыночные механизмы, представляется весьма актуальным проанализировать интересы государства, предприятий и индивидуумов в налогообложении. В этом отношении цель налоговой политики заключается в поиске баланса экономических интересов. В случае его достижения влияние экономических субъектов на рыночные механизмы будет позитивным, а налоговая политика станет эффективной как для государства, так для предприятий и граждан. Особенно данная тема актуальна для современной России, экономическое положение которой, характеризуется отсутствием стабильности, территориальными и отраслевыми диспропорциями, низким уровнем жизни основной массы населения, высокой безработицей и т.п. В этих условиях экономические интересы индивида, коллектива и общества в целом недостаточно выявляются и учитываются как в налоговой, так и во всей экономической политике, их согласованию и гармонизации не уделяется должного внимания. Такое положение можно объяснить также и недостаточным исследованием ряда теоретических вопросов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Реализация экономических интересов в налогообложении………………………7
1.1. Теоретическое определение сущности налогов. их современная классификация..7
1.2. Налогообложение и интересы основных его субъектов: государства. предприятий и индивидуумов……………………………………………………….…12
1.3. Проблемы взаимодействия экономических интересов в системе налогообложения………………………………………………………………………...14
2. Экономические интересы как фактор определяющий характер налоговой политики……………………………………………………………………………….....17
2.1. Концептуальные основы выбора приоритетности показателей в переходной экономике……………………………………………………………………………..….17
2.2. Анализ эффективности налоговой системы РФ Фискальная функция………..20
2.3. Варианты налоговой политики России, учитывающие интересы экономических субъектов……………………………………………………………………………...….27
3 Оценка регулирования налоговой нагрузки организаций…………………………..30
3.1 Регулирование налоговой нагрузки организаций………………………………….31
3.2 Оценка и регулирование уровня налоговой нагрузки организаций в развитии партнерских взаимодействий налоговых органов и налогоплательщиков…………..36
Заключение……………………………………………………………………………….55
Список используемых источников…………………………………………………...60
Список литературы
1.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994.
2.Внешнеэкономический толковый словарь. - М.: ИНФРА-М, Термика. И.П. Фаминский. 2001.
3. Дерина, О.В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы / О.В. Дернина, Г.В. Морозова // Вестник мордовского университета. - 2009. - № 3. - С. 51-54. - ISSN 0236-2910.
4.Микроэкономика. Теория и российская практика / Под редакцией А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М.: Кнорус, 2007.
5.Курс экономической теории [Текст]: Учеб. пособие для вузов /Л.П. Кураков, Г.Е.Яковлев. - М.: Гелиос АРВ, 2007. - 516 с.
2.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I. Федеральный закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ с изменениями и дополнениями от 26.11.2008.
6.Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет: учебное пособие.: Селезнева Н.Н. - Юнити-Дана, 2010 г. - 224 с.
7.Российский экономический журнал. 2019/6. О.В.Осипенко. Институциональные уроки кризиса: корпоративно-управленческий аспект.
8.Путилина, Н.А. Налоговая нагрузка: определение и возможности её оптимизации в сфере малого и среднего бизнеса / Н.А. Путилина, И.И. Филатова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - № 4. - C. 223-228. - ISSN 2658-4328.
9.Экономическая теория [Текст]: Учебник - 1-е изд., испр. и доп. / Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. - М: ИНФРА-М, 2009, - 672 c.
10. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.д. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т.д. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудования для производства продуктов питания и ряда других товаров освобождается от налогообложения. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развития производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие, фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и т.д.