Технология формирования и продвижения имиджа политического лидера
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.
Объектом данной курсовой работы является имидж политического лидера в целом, а предметом – технологии (методы) формирования и продвижения имиджа политического лидера.
Целью работы является анализ факторов и технологий формирования и продвижения имиджа политического лидера в современной России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Определить сущность понятия «имидж политического лидера».
2) Выявить факторы и описать условия формирования имиджа политического лидера.
3) Изучить процесс формирования имиджа политического лидера по результатам социологических обследований 2019-2020 гг.
4) Проанализировать технологии продвижения имиджа политического лидера.
Степень изученности темы. Такие отечественные исследователи, как В. Л. Бозаджиев, В. Г. Горчакова, Е. В. Змановская, А. Ю. Панасюк, Г. Г. Почепцов, И. Ф. Симонова, В. М. Шепель и зарубежные, например, Ж. Бодрийяр, Л. Браун, Р. Фогельсон разработали свои концепции для характеристики понятия «имидж», «индивидуальный имидж» и их составляющих. Ряд отечественных исследователей, таких как М. А. Казаков, Е. Петрова, О. Ф. Потемкина, А. В. Фонарев и зарубежных, например, Ж. Блондель, Г. Лассуэлл, Р. Дентон, Д. Лиллекер, Р. Такер посвятили свои работы исследованию имиджа политического лидера, включая особенности создания имиджа, его структуру, типологию, политическую коммуникацию.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения имиджа политического лидера…5
1.1 Сущность имиджа политического лидера 5
1.2. Факторы и условия формирования имиджа политического лидера 8
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России 13
2.1. Исследования имиджа политического лидера в России в период электорального цикла 13
2.2. Технологии продвижения имиджа политического лидера 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература
1. Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре: дис. канд. псих. наук. СПб. 1999. С. 177–178.
2. Волкова В.В. Имиджелогия. Ставрополь: СевКавГТУ. 2005. 168 с
3. Замская М.Д., Матвеева Л.В. Образ политического лидера как элемент рефлексии профессионального самосознания будущих политиков // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 2006. № 1. С. 44–49.
4. Зорин В. А. Политическая психология постсоветского президентства. Челябинск, 2006. С. 37.
5. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. СПб.: Питер, 2004. С. 117–121.
6. Липман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
7. Максимова А.А. Чистые и грязные технологии выборов: Российский опыт. М. 1999
8. Пономарев М.В. Доктринальное развитие конституционного права в условиях «социал-консервативной волны» начала XXI века // Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития: Материалы Всероссийской научной конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского. М.: Саратовский источник, 2020. С. 207–212.
9. Титова Е.В. Имидж политического лидера. Ростов-на-Дону, 2006. С. 11.
10. Шестопал Е. Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Обществ. науки и современность. 1996. № 2
11. Шестопал Е. Б. Восприятие образов: политико-психологический анализ. // Полит. исслед. 1995. № 5. С. 20–30; Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов 12 ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Полит. исслед. 1996. № 5. С. 168–191; Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности политика // Полит. исслед. 1997. № 1. С. 109–128; Нестерова С. В., Сибирко В. Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Полит. исслед. 1997. № 6. С. 73–79; Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000
12. Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000.
13. Черчилль У. Мои ранние годы: 1874–1904. — М.: КоЛибри, 2011. 368 с.
14. Черчилль У. Вторая мировая война в VI томах (III кни гах). — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 2120 с.
Электронные ресурсы
15. Авраам Линкольн [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/linkoln_a.php (дата обращения: 18.09.2021).
16. Образ В.И. Ленина в мире советского человека [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolenskmuseum.ru/afisha/virtualnie-vistavki/obraz-v-i-leninav-mire-sovetskogo-cheloveka/ (дата обращения: 10.09.2021).
17. Президентские электоральные рейтинги и уровень доверия политикам // Левада-Центр. − 2020. 10 декабря. [Электронный ресурс]. – URL: https://www. levada.ru/2020/12/10/prezidentskie-elektoralnye-rejtingi-i-uroven-doveriyapolitikam (дата обращения: 13.09.2021).
18. Речь Президента Макрона на церемонии вступления в должность [Электронный ресурс]. URL: https://ru.ambafrance.org/RechPrezidenta-Makrona-na-ceremonii-vstupleniya-v-dolzhnost (дата обращения: 16.09.2021)
19. Orbán Viktor beszéde a Fidesz – Magyar Polgári Szövetség XXVIII. Kongresszusán [Электронный ресурс] URL: https://www.kormany. hu/hu/a-miniszterelnok/beszedek-publikaciok-interjuk/orban-viktor-beszede-a-fidesz-magyar-polgari-szovetseg-xxviii-kongresszusan (дата обращения: 16.09.2021)
Одним из наиболее эффективных инструментов для завоевания доверия публики является демонстрирование политиком такой модели поведения, при которой у толпы не останется сомнений, что слуга народа похож на них, имеет схожие проблемы и заботы, проще говоря, показать, что он «один из них». Также, по нашему мнению, имидж политика можно охарактеризовать как стратегический образ, так как он должен выполнять определенные функции, к числу которых можно отнести:
– выбранный образ или характер непременно зависит и отличается в зависимости от культурной специфики, уровня образования населения, экономической ситуации и других специфик избирательного округа;
– актуализация образа.
Использование успешного имиджа прошлых лет может не принести желаемого результата и не гарантирует успеха, так как потребности избирателей и ситуация в стране подвержены изменениям. Образ лидера основан на формальной системе ролей. Человек, на всем периоде своей жизнедеятельности, играет роли, дополняя их чертами характера, внешними данными, одеждой и т.д. Однако стоит учитывать, что имидж, который собран из разрозненных частей, никогда не будет целостным и органичным. Действенный образ формируется на основе реального поведения личности и под влиянием оценок и мнений людей .
Необходимо рассмотреть факторы, которые влияют на имидж политика (рисунок 2). Деловые качества человека напрямую влияют на имидж, поэтому знание своего дела – одно из важнейших требований к политику. Природное лидерство доступно не всем, однако это является не самым важным критерием для успешности имиджа политика. Наиболее ценным является присущая политику смелость при принятии решений, наличие ораторского мастерства, а также иметь четкое представление о текущей ситуации и, проанализировав, суметь выстроить дальнейшую схему своих действий. Также стоит отметить и такое качество в лидере, как заинтересованность в помощи людям.