Миграция рабочей силы на примере России
Введение
Феномен трудовой миграции никуда не исчезнет, он будет расти количественно и становиться все более сложным качественно. Компаниям необходимы творческие стратегии для навигации в мировых потоках человеческого капитала. При этом бизнес будет все в большей степени зависеть от качества политик и институтов, определяющих ситуацию в каждой конкретной стране. Категорически необходимо, чтобы политики, принимающие соответствующие решения, слышали мнение бизнесменов. В последние несколько лет вопрос о международной миграции занял видное место в политической повестке дня, особенно в странах Запада с развитой экономикой. Практически каждая значимая политическая группа или партия в США, Евросоюзе, Канаде, Австралии и других странах имеет четкую позицию в поддержку или против миграции, отражая интересы своих последователей. Не менее важен этот вопрос и для таких стран, как Россия, Турция, Индия или Иран; несмотря на традиционно менее активное обсуждение этого вопроса на официальном уровне, он зримо присутствует в неофициальном политическом дискурсе этих стран.
Вероятно, нельзя считать простым совпадением то, что очередная волна внимания к вопросам миграции поднялась в контексте более широкого преобразования социально-экономической парадигмы в мире, так называемой «новой нормы», возникшей в результате финансового кризиса 2008-2009 годов и геополитической турбулентности 2011-2015 годов. Некоторые из наиболее заметных проявлений миграции - например, европейский «миграционный кризис» 2015 года, - стали прямым следствием событий такого рода, в том числе гражданских войн в Ливии и Сирии. В то же время у этого явления была и очевидная экономическая подоплека, поскольку многие мигранты отправились в путь не в связи со стремлением как можно скорее покинуть охваченные бедствием родные места, а в поисках более широких экономических возможностей и более высокого качества жизни.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История трудовой миграции 5
1.1 Новый этап исторического процесса миграции 5
1.2 Миграционные потоки на территории России 11
Глава 2. Влияние пандемии на миграцию трудовых ресурсов в России 15
2.1 Нехватка трудовых ресурсов в России как последствие пандемии 15
2.2 Коронавирус и трудовая миграция 18
2.3 Статистика трудовой миграции в России 20
Заключение 35
Список источников 37
Список источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон № 115-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
3 О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Текст]: постановление Правительства РФ № 9 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_478521/
4 Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
5 Иванов, А. С. Территориальная миграция – реализация потребности в полноте бытия [Текст]/ А. С. Иванов // Общественные науки и современность. – 2020. – №3. – С. 141-149.
6 Баньковская, С. П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации [Текст]/ С. П. Баньковская // Власть. – 2021. – №4. – С.120-126.
7 Бердыклычева, Н. М. Чужие в городе – трудовая миграция [Текст]/ Н. М. Бердыклычева // Мониторинг общественного мнения. – 2020. – №2. – С.101-108.
8 Воробьева, О. Д. Проблемы и противоречия современной миграционной политики России [Текст]/ О. Д. Воробьёва // Проблемы прогнозирования. – 2020. – №5. – С.114-128.
9 Денисенко, М. Б., Калмыкова, Н. М. Демография [Текст]: учебное пособие / М. Б. Денисенко, Н. М. Калмыкова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 424 с.
10 Дмитриев, А. В. Миграция: Конфликтное измерение [Текст]: монография / А. В. Дмитриев. – М.: Альфа-М, 2019. – 431с.
11 Иванов, С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы [Текст]/ С. Иванов // Россия в глобальной политике. – 2020. – №3. – С. 129-142.
12 Каримова, А. Б. Социология международных отношений [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А. Б. Каримова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
13 Киселева, Е. В. Международно-правовое регулирование миграции [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Киселева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 375 с.
14 Кириллова, Е. К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов [Текст]/ Е. К. Кириллова // Социологическое исследование. – 2020. – №11. – С. 46-51.
15 Красинец, Е. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования [Текст]/ Красинец Е., Тюрюканова Е. // Власть. – 2020. – №10. – С. 61-68.
16 Мальченкова, А. Е. Социология [Текст]: учебное пособие / А. Е. Мальченкова, И. Г. Чередов. – Санкт-Петербург: СПбГУТ, 2021. – 62 с.
17 Петров, В. Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности [Текст]/ В. Н. Петров // Социологическое исследование. – 2021. – №7. – С.84-91.
18 Фоменко, Е.А. Нелегальная трудовая миграция и ее социально-экономические последствия для России [Текст]/ Е. А. Фоменко, М. В. Артамонова // Уровень жизни населения регионов России. – 2020. – №8-9. – С. 52-69.
19 Холостова, Е. И. Социальная политика [Текст]: учебник / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
20 Юдина, Т. Н. О социологическом анализе миграционных процессов [Текст]/ Т. Н. Юдина // Социол. исслед. – 2020. – №10. – С. 102-112.
На западном направлении интерес для трудовых мигрантов, особенно из Туркменистана, представляет Турция. На сезонные работы туда охотно едут узбекские женщины. Поддерживая эти каналы, турецкое правительство в ноябре 2018 года увеличило срок безвизового пребывания в стране для граждан Казахстана, Узбекистана и Таджикистана с 30 до 90 дней. На рынке человеческого капитала высокое значение приобретает размер предлагаемой оплаты труда. Так, согласно данным, уже с 2015 года размер заработной платы в Китайской народной республике начал превышать размер оплаты труда, предлагаемый за аналогичные места в России. Это является значимым фактором, который люди, желающие переехать в поисках новой работы, рассматривают на перспективу, а с позиции межгосударственной политики это свидетельствует о начале соперничества за рынок человеческого капитала между Россией и Китаем в попытке привлечь на свою территорию наиболее ценных, квалифицированных, образованных граждан в самых разных отраслях, таких как: наука, производство, образование, которые будут поддерживать и преумножать экономический рост государства. Нельзя также забывать про то, в перспективе свои приоритеты по отношению к человеческому капиталу могут переосмыслить и центральноазиатские государства, столкнувшись в том числе и с потребностями в людях для развития собственной экономики. Пандемия COVID-19 временно приостановила данные процессы. Однако по мере сокращения трудовых мигрантов, занятых на стратегически важных строительных нацпроектах РФ, модель «Юг-Север» постепенно начала действовать на основе принципа организованного набора иностранных рабочих. Практика позволила нанимать людей при условии соблюдения со стороны работодателя комплекса мер, включая трансфер приезжих на вахты, их медицинский осмотр и содержание с ограничением лишних контактов. В целом последствия локдауна доказали верность выбранного Россией курса на усиление контроля над внешней миграцией с устранением нормативно-правовых барьеров и повышением привлекательности страны на мировом рынке труда. Дело – за реализацией, темпы которой, как выявил кризис, необходимо наращивать.