Опека и попечительство как защита прав и интересов граждан
Введение
Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству. Благодаря данному институту и деятельности соответствующих госорганов происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании и образовании и старается заменить семью, ведь традиционно сложилось, что семья - это тыл человека; место, где его любят, поддерживают и защищают. Но иногда случаются ситуации, когда ребенок, не знает, что такое любовь, поддержка и защищенность. Впоследствии, такие дети не могут полноценно функционировать в обществе, строить крепкие семьи и законными способами защищать свои права и интересы. Именно поэтому, деятельность органов опеки и попечительства заключается в защите прав и интересов лиц, нуждающихся в ней.
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в Российской Федерации значительное количество граждан, которые нуждаются в специализированных мерах помощи и содействия. На любом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей и нуждающихся лиц, их жизнеобеспечения, а главное защиты их прав и интересов.
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика института опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов граждан 6
1.1. Понятие, виды, цели и задачи опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов граждан 6
1.2. Источники правового регулирования защиты прав и интересов граждан органами опеки и попечительства 12
2. Основные виды деятельности и проблемы органов опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов граждан 20
2.1. Основные виды деятельности органов опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов граждан 20
2.2. Проблемы органов опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов граждан 33
2.3. Пути решения проблем, связанных с деятельностью органов опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов граждан 40
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Приложения 61
Список использованных источников
1 "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021)
4 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
5 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
6 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.05.2022)
7 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве"
8 Федеральный закон от 24.07.1988 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
9 Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
10 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
11 Закон Московской области от 29 декабря 2007 г. N 240/2007-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 19 декабря 2007 г. N 7/27-П)
12 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
13 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.1996 N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"
14 Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
15 Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 N 957 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2010 N 18947).
16 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.06.2007 года N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
17 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2018 года N ОВ-130/07 "О вопросах реализации полномочий по опеке и попечительству"
18 Аргунова Ю.Н. Опека для взрослых - социальная защита : учебное пособие. Москва : Грифон, 2020 с. 23
19 Борисова Л.В. Семейное право : учебное пособие. Москва : Юстиция, 2021 с. 45
20 Демичев А.А, Грачева О.С. Семейное право : учебное пособие 3-е изд. Москва : Форум, 2021 с. 267
21 Дербенев, Д. А. Проблемные вопросы деятельности органов опеки и попечительства : учебное пособие. Москва : Молодой ученый, 2020 c. 246
22 Заблоцкис Е.Ю. Ограничение дееспособности вследствие психического расстройства. Недееспособность. Опекуны и попечители: как осуществлять права и исполнять обязанности : учебник. Москва : Теревинф, 2021 с. 198
23 Калачева Т.Л, Парфенов К.Б. Гражданское право : институт опеки и попечительства : учебное пособие. Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-т, 2021 с. 81
Для прекращения опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятия акта главой местной администрации). При судебной отмене ограничений дееспособности попечительство также прекращается соответствующим решением органа опеки и попечительства, а в случаях приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности - без такого решения. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного - без вынесения решения органом опеки и попечительства. При этом подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства недееспособного (душевнобольного), а также несовершеннолетнего подопечного, например, поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью или на усыновление [23, с. 81].