Система образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Введение
Успех комедии «Горе от ума», появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», – так охарактеризовал сам Грибоедов создавшуюся атмосферу. По словам Пушкина, комедия произвела неописанное действие и поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы. Сюжет комедии составил драматический конфликт благородного и свободолюбивого героя с окружающей его реакционной средой. После Отечественной войны 1812 года борьба нового со старым острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения, какое изображено в “Горе от ума”. Сам Грибоедов в известном письме П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу пьесы; “...В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.
Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России. Злободневный смысл грибоедовской критики сегодня, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался его современниками. Но в свое время комедия прозвучала именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в “пансионах, школах, лицеях”, и вопрос о “ланкарточных взаимных обучениях”; и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова,— все это имело самое актуальное значение.
Содержание
Введение
Глава 1. Система образов комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1.1 Галерея человеческих портретов в комедии «Горе от ума»
1.2 Система образов комедии и проблема прототипов
Глава 2. Персонажи и прототипы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
2.1 Проблема прототипа главного героя комедии
2.2 Значение внесценических персонажей комедии «Горе от ума»
Заключение
Список литературы
Список литературы
1. Бат Л.И., Илюшина Л.А. Грибоедов – понятный и непонятный. // Русский язык в школе. – 1995. - №1.- С. 28-32.
2. Берже А. Смерть Грибоедова. // Юность.- 1996.- №11.- С. 70-77.
3. Влащенко В. Уроки по Грибоедову.// Литература.- 1999.- №46.С. 5-12.
4. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999.- №4.-С. 230-250.
5. Гладыш И.А., Динесман Т.Т. «Горе от ума»: страницы истории.- М.: Книга, 1971.
6. Грекова Е.В. Еще один прототип Чацкого? // Русская словесность. – 1996.- №2.- С. 6-10.
7. Гуров А.С. «Горе от ума» на русской и советской сцене: свидетельства современников.- М.: Искусство, 1987.- 406 с.
8. Доризо Н. «И гений, парадоксов друг»: Полемическое прочтение «Горе от ума» //Юность.- 1986.-№7- С. 75-82.
9. Злобина А. Загадки Грибоедова. //Новое время.- 1995. - №5, - с.40-41.
10. Игнатьева А. Новый список «Горе от ума». // Вопросы литературы.- 1967.- №9.- С.251-254.
11. Ищук-Фадеева Н. Комедия о трагедии личности. // Литература. – 1997.-№27. – С. 5-10.
12. Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996.- №1.- С. 138-149.
13. Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997. - №5. С. 31-43.
Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и «стрекочущие» княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно - и мы видим героиню уже в несколько ином свете. В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме «э-хм», «а-хм» и «у-хм» не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен... В нем доведены до абсурда, до нелепости черты «мужа-мальчика, мужа-слуги», составляющие «высокий идеал московских всех мужей». Князь Тугоуховский - вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть «перемывать косточки», ханжество, лицемерие... Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.