Религиозная правовая семья: особенности, генезис, структура, источники
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Каждая религия оказывает влияние на право,но в некоторых случаях (христианство, буддизм и др.) это влияние незначительно и сказывается лишь на особенностях правосознания, в других (ислам, иудаизм, индуизм) - право, возникнув в рамках самой религии, продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи с ней, образуя такое явление как религиозное право. Поэтому актуальность данной проблемы обусловлена двумя причинами. Первая сводится к тому, что по мере развития экономики, науки, культуры, новых технологий и образования - углубляются и расширяются связи между религией и правом, и эти связи требуют всестороннего изучения в виде института религиозного права. Вторая причина заключается в том, что религиозное право может оказать влияние на международное право, прежде всего через политику государств. Влияние происходит через сознание верующих, которое под давлением религии, вырабатывает свое право и правосознание. Страны мусульманской правовой семьи и страны, где еще сущестует индусское право занимают значительную часть территории земного шара. Страны данных правовых систем играют важную роль в экономике, в международной системе разделения труда, поставляет огромное количество трудовых кадров. Сегодня повышается значимость внешнеполитических связей с данными государствами, а вместе с тем и значение их религиозного права в контексте международных правовых отношений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ МИРА 6
1.1. Понятие и виды правовых семей 6
1.2. Общая характеристика религиозной правовой семьи и ее место в правовой системе мира 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ 31
2.1. Мусульманское право 31
2.2. Индусское (индуистское) право 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебные пособия, монографии, комментарии
1. Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК «Велби», 2008. – 576 с
2. Адхарваведа. Духовные и священные писания, [электронный ресурс]. Режим доступа: http://scriptures.ru/vedas/atharvaveda.htm
3. Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 155–156
4. Бакулина Л.T., Губайдуллин А.Р.. Теоретические основы сравнительного правоведения: учебное пособие. - Казань: Казан, ун-т, - 164 с.. 2014
5. Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1983.; Ислам. Краткий справочник. М.,1983.
6. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А., Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: РАП, 2011. – 226с
7. Вигасин, А.А. Дхармашастра Нарады/ А.А. Вигасин, А.М. Самозванцев – Москва, «Восточная литература», 1998 год, стр. 56-143
8. Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальных правовых систем. М., 2018.
9. Давыдов Я.В., Теория государства и права. Системный курс. – М.: А-Приор, 2011. – 144с.
10. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскрита и комментарий А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева. Вступ. ст. А.А. Вигасина. М.: Восточная литература, 1998. 256 с
11. Жеребкин В. С. Противоречия при социализме и право. – Владимир, 1972. – 62 c.
12. Законы Ману / предисл. А. Шапошникова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 496 с
13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. Мишин А. А. – М., 2009 – 451 с
14. Исаев М. А. История государства и права зарубежных стран: в 2 т. Введение в историю права. Древний мир: учебник. М.: Юрайт, 2014. 423 с.
15. История политических и правовых учений: Учебник для И90 вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2014.
16. Кейн П.В. History of Dharmashastra: 1-ый том – Бомбей, 1930. – стр.12
17. Коран. М., 1991
18. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма, 2009. - 384 с.
19. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
20. Лямина Л.В., Психология личности в исламе [Текст]: хрестоматия по дисциплине Исламская этика (Ахляк) / сост. Л.В. Лямина, Н.Н.Моисеева, Г.Р. Фаттахова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 288 с.
21. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд. —М.:2013. — 213 с.
22. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М.: Зерцало, 2016. 522 с.
23. Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003. – 512 c.
24. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
25. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. Ислам. Религия, общество, государство. Сб. статей. М., 1984, с. 19.
26. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. С.512
27. Ригведа. Духовные и священные писания. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://scriptures.ru/vedas/rigveda.htm
28. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М.: Юристъ, 2000.- 441 с.
29. Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле - М.: РАГС, 1999— 260 с.
30. Скакун О. Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. – Казань, 2008 – 411 с.
31. Соколов Н.Я., Федорченко А.А., Шагиева Р.В.. Теория государства и права : учебник / отв. ред. Р. В. Шагиева. — Москва : Проспект, 2019.
32. Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник. – М.: БЕК, 1995. – 496 с.
33. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. I. Основы. М.: Международные отношения, 2000. 480 с.
34. Чхандогья Упанишада. Духовные и священные писания, [электронный ресурс] Режим доступа: http://scriptures.ru/upanishads/chhandogya.htm
35. Элон М. Еврейское право. Перевод с иврита / Под общ. ред.: Козлихин Ю.И.; Науч. ред.: Левинов М., Менделевич И.; Пер.: Белов А. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 611 c.
36. Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т И60 философии РАН. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — 950 с.
Статьи
37. Алпатов Ю.М. Грудцына Л.Ю. Классические и современные концепции и взгляды на правовые системы современности// Вестник Московского университета МВД России.2017.
38. Аюпова З. К., Структура и функции правовой системы /З. К. Аюпова.//Современное право. -2005. - № 10
39. Бабаев Ф. М. Джихад как феномен в исламе // Исламоведение. 2009. №1.
40. Безносова, Я.В. «Источники нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии», журнал «Евразийский Юридический журнал», 2013
41. Безносова Я.В. Способы обеспечения исполнения обязательств в Древней Индии (по материалам дхармашастр)// Genesis: исторические исследования.2018. с.13-17.
42. Беспалько В.Г. Политико-правовая мысль Древнего Востока о преступности и наказуемости поведения монарха// Вестник Костромского государственного университета.2018. с.251-257.
43. Бойцова В.В. Панорама современных правовых систем // Юридический мир. – 2002. - № 8.
44. Больсунов М. А. К вопросу о понятии правовой системы // Вестник Самарской
45. гуманитарной академии. Серия: Право. – 2011. – № 1. – С. 56–65.
46. Бошно С. В. Современные правовые системы // Право и современные государства. 2018. №2-3.
47. Винниченко Е.А. Классификация правовых систем современного мира//Вестник Брянского государственного университета.2012.
48. Гайдидей Ю. М. Правовая система: понятие и признаки // Юридическая наука. – 2014. – № 3. – С. 13–15.
49. Гасанов Г.И. Основные правовые семьи народов мира // Системные технологии. 2014. №10.
50. Дамаскин О.В. Мусульманское право в современном мире // Гражданин. Выборы. Власть. 2016. № 2—3. С. 99—109. 4.
51. Егоров А. В. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Правоведение. – 2005.– № 2. – С. 155–161
52. Кангезов М. Р. Рассказов Л. П. Мусульманское право как разновидность религиозного права// Общество и право.-2010.-№1.
53. Кожевников С. Н. Правовая система и право // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2000. – № 1. – С. 45– 55.
54. Крашенинникова Н. А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии /Н.
55. А. Крашенинникова. //Правоведение. -1980. - № 1. - С. 76
56. Кузьменко Валентина Игоревна Проблема соотношения категорий «Правовая семья», «Правовая система» и «Система права» // ВЭПС. 2012. №3.
57. Лобунько С. И. Понятие и виды правовых систем современности // Евразийский Союз Ученых. 2014. №8-10.
58. Лукьянов Д.В. Религиозные правовые системы :вызовы современности //Проблемы законности.-2015.-№130.
59. Магомеднаби М.А., Мустафаева Р.М., Алисултанова М.Ш. Становление и особенности правовых школ Ислама// Образование. Наука. Научные кадры.2020.
60. Магомедов И.А. Особенности мусульманского права// Вестник Оренбургского государственного университета.-2005.-№3.
61. Маюров Н. П.Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира // Социально-политические науки. 2017. №5.
62. Оксамытный В.В. Многоаспектность источников современной правовой системы Израиля// Вестник Брянского государственного университета. 2013.
63. Пашкова С.Г. Дхармашастры и их значение в качестве источника права// Научный вестник Крыма.2021.
64. Петкова А. С. Правовая система: структура и признаки // Огарёв-Online. 2015. №16 (57).
65. Поцелуев Е. Л. Понятие, признаки и структура правовой системы в российской и зарубежной юридической науке // Університетські наукові записки. – 2012. – № 1. – С. 130–138
66. Примаков Д. Я. Особенности еврейской правовой системы на примере сравнения еврейского и мусульманского права// Вестник Санкт-Петербургского университета.-2010.-№14.
67. Рассказов Л. П. Основные источники права мусульманской правовой семьи. Влияние вестернизации на правовые системы мусульманских стран и исламизации на страны романо-германской и англосаксонской правовых семей // Философия права. 2014. №5 (66).
68. Рассказов Л. П., Кангезов М. Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1.
69. Рассказов Л.П. Генезис ислама и его роль в развитии мусульманской правовой семьи//Юристъ-правоведъ. 2013, № 3. С.13.
70. Рахматуллин Р.Ю. Сунна как источник исламского права// Научный вестник Омской академии МВД России.2021.
71. Рахматуллин Р.Ю. Мусульманские правовые школы суннитского толка // Молодой ученый. – 2013. – № 8. – С. 299–302
72. Сабирова Р.Н., Тябина Д.В. Социально-правовой портрет идеальной индийской женщины в литературе дхармашастр// Казанский лингвистический журнал.2019.с.48-61.
73. Удовика Л. Теоретико-правовая конструкция понятия правовая система // Закон и жизнь. – 2013. – № 8/3. – С. 251–255.
74. Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. №4.
75. Чиркова Е. С. Право на жизнь в контексте правовых семей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1.
Авторефераты и диссертации
76. Самозванцев, А.М. – Правовой текст Дхармашастр, автореферат, - стр.6, - АН СССР Институт Востоковедения, 1989 год
Принимая во внимание все вышеперечисленное, индийский юрист и исследователь дхармашастр П.В. Кейн вывел следующее определение: «Дхарма – это привилегия, долг, обязанность человека, стандарт его поведения как члена арийского сообщества, члена одной из каст, человека, проходящего определенную стадию жизни». Основными источниками дхармы являются Веды, смрити и обычаи. Стоит отметить, что хоть веды и не содержат позитивных норм, правовая информация, содержащаяся в них, не настолько скудна, как принято считать. Кейном были найдены примерно пятьдесят отрывков, в которых излагаются различные правила о браке и его формах, об усыновлении, о разделе имущества, о наследовании. Конкретными примерами являются запрет брака с вдовой брата, описание брачного обряда, схожего с брахмой (одной из восьми форм брака), исключение женщины из числа наследников. Вышеперечисленные положения содержатся в шастрах, что свидетельствует о том, что корни трактатов прорастают глубоко в ведическую эпоху и что авторы сутр и смрити активно использовали Веды в качестве источника. Однако веды сами по себе не являются правовым документом, они лишь содержат несвязанные положения о различных аспектах дхармы, в контексте различных религиозных предписаний и мифологических сюжетов. С точки зрения современной теории государства и права можно признать веды в качестве такого специфического источника (формы) права как священное писание.