Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры РФ по защите экономической безопасности Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что конституционно-правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты экономической безопасности традиционно является одним из важнейших направлений прокурорской деятельности.
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса и необходимости реализации поставленных Президентом РФ проблем экономической безопасности вопросы правильного и последовательного применения экономических законов стали особенно важными.
Отличительная особенность этой сферы надзора прокуроров, помимо огромного количества нормативных актов, - динамичность законодательства. Наличие многочисленных правил, коллизий и противоречий, вместе со стремительными изменениями содержания экономических отношений между правоприменителями создают известные проблемы для правообладателей, а прокуроры накладывают дополнительные обязанности.
Прокуроры должны сфокусироваться на реальной защите экономической безопасности прав и свобод граждан, на том чтобы устранить нарушения закона, привлечь виновных в ответственности принять исчерпывающие превентивные меры.
Комплексное содержание выпускной квалификационной работы, в том числе законодательное, исполнительное и перспективное действие прокурорского контроля, безусловно, будет способствовать его практической пользу несомненно.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в Российской Федерации. ……………………………………………………... 6
1.1 Правовой статус прокуратуры РФ. ……………………………………….. 6
1.2. Основные направления деятельности прокуратуры. …………………… 12
Глава II. Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экономической безопасности в современных условиях ………………………………………………….. ……… …………… 25
2.1. Правовые основы организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере экономики. .. 25
2.2. Направление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономической безопасности ………………………………………………….37
2.3. Прокурорский надзор в сфере экономической безопасности. …………. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 54
Список использованных источников и литературы. ………………………… 57
Список использованных источников и литературы.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)
3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022)
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022)
5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", N 27, 07.02.2014.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве"
10. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 31.12.2019) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью")
11. Указание Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности"
12. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от 20.02.2020) "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления"
13. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"
14. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53". Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности". С изменениями и дополнениями от 6 июня 2017 г.
15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 2010 г. N 445 "Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" (утратил силу)
16. <Письмо> Роспотребнадзора от 30.03.2010 N 01/4556-0-32 "О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи со вступлением в силу Федерального закона N 380-ФЗ"
17. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ [от 29.04.2016 г. N 608] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Учебная и справочная литература
18. Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности: Учеб. пособие. - Псков, 2018. - 311 с.
19. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 2015. - С.126.
20. Рябцев В.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: курс лекций / В.П. Рябцев. - М.: Норма, 2006. - 490 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
21. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: сб. методич. материалов. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010 –875 с.
22. Берензон А.Д., Мелкумов В.Г. Работа прокурора по общему надзору. - М.: Юрид. лит-ра, 2014. - 278 с.
23. Гулягин А.Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. - 2011. - №3. - С. 50-52.
24. Кобзарев Ф. М. Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда // Пробелы в российском законодательстве 2013. № 3. С. 8 - 10.
25. Королёв Г. Н. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. 2014. N 10. С. 16-19.
26. Махов В.Н. Прокуратура: направления деятельности // Законность. - 2019. - №6. - С. 50-55.
27. Осипян С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. - 2016. - №12. - С. 32-35.
28. Синельщиков Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. - 2018. - №17. - С. 43-47.
29. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 1. С. 215 - 221.
30. Смирнов А. А. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб., 2012. С. 63
31. Фомичева О.А. Прокуратура как субъект права законодательной инициативы в законотворческой деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 10. С. 50 - 55.
32. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2013. № 2. С. 30 - 32.
33. Яковлев A.M. Законодательное определение преступлений в сфере экономической деятельности.// Государство и право, 2012, №11, с.38-43.
Интернет-ресурсы
34. http://www.consultant.ru/
Четвертая группа: документы контролирующих органов о проведенных проверках. Например, сведения и первичные документы о проверках, проведенных налоговыми органами, центрами Роспотребнадзора и других выявленных правонарушениях (рапорты, справки, акты проверок на конкретных объектах, акты и протоколы на виновников административных проступков, постановления о наложении административных взысканий, предписания о приостановлении либо запрете на реализацию той или иной продукции, о приостановлении деятельности торговых предприятий, заявления и иски в суды и т.д.). Пятая группа: данные и материалы о допущенных правонарушениях, имеющиеся в районных (городских) администрациях, органах местного самоуправления; материалы, находящиеся в правоохранительных органах (о нарушителях, составляющих группу риска). Шестая группа: сообщения средств массовой информации, рекламные проспекты, видеоролики и другие сообщения коммерческих организаций в средствах массовой информации.