Роль Философии в культуре. Функции философии
Введение
Значение философии в жизни общества всегда оценивалось неоднозначно. Её расцвет произошёл в древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества. Само существование философии на протяжении более чем двух с половиной тысячелетий говорит о ее значимости в эволюции человеческой цивилизации. Одними из первых греческих философов, которые были основоположниками философии являлись Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». Философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. Они изначально пытались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления. Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания в древнем мире (астрономия, физика, математика) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии, рациональной картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?», «что такое человек?». Философия рождалась так же и в связи с появлением в античном обществе немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения. Зарождение философии связано с разделением общества на богатых и бедных и с отделением умственного труда от физического, когда появились люди,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3-4
I. Функции философии……………………………………………………….4-7
II.Место философии в системе культуры…………………………………….7-11
Заключение 11
Список использованной литературы 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Ф.Гегель. «Феноменология Духа» СПБ.: "Наука", 1992
2. Данильян, О. Г. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 432 с.
3. Антюшин, С. С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С. С. Антюшин, Л. Г. Горностаева. - Москва: РГУП, 2016. - 515 с.
4. Кафырин, Е. А. Философия познания: курс лекций: учебное пособие / Е. А. Кафырин. - Москва: РГУП, 2019. - 155 с
В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности. Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение. Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни. В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека.