Методика использования исторических сведений на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим».
Джордж Оруэлл
Первое впечатление, которое может сложиться о математике, - что она связана с вычислениями. Это и так, и не совсем так. Если углубится в этот вопрос, то можно изрядно удивиться. Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новоявленный. Ещё в конце XIX века в Москве он обсуждался на съездах преподавателей математики. Данному вопросу были посвящены специальные ра-боты отечественных и зарубежных учёных и методистов. Одной из основных задач учителя математики – вызвать интерес обучающихся к предмету. В помощь преподавателю можно найти ряд пособий, не утративших своей актуальности, несмотря на давний год выпуска. Особо следует отметить занятные работы талантливого математика и педагога Герша Исааковича Глейзера, посвящённые использованию элементов историзма в процессе преподавания математики. Его книги под названием «История математики в школе» были первоначально изданы на молдавском языке (1960, 1963, 1966) и предназначены учителям, работающим с детьми разного возраста. В них содержатся материалы по истории важнейших математических понятий и теорий, отмечен вклад великих учёных прошлого в развитие математики, приводится обширный материал исторического характера для использования его во внеклассной работе по предмету.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации принципа историзма в школьном курсе математики
1.1. Предмет истории математики 5
1.2. Исторические периоды развития математики 6
1.3. Образовательное и воспитательное значения историзма в содержании процесса обучения математики 8
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса обучающихся
2.1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами истории математики 12
Глава 3. Формы, методы и применение элементов историзма при изучении математики
3.1. Индивидуальное домашнее задание 14
3.2. Применение исторического материала во внеклассной работе
по математики 15
3.3. Применение исторического материала на элективных курсах 18
Заключение 22
Список литературы 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бощенко, О.В. Математика. Итоговые кроки в 5-9 классах / О.В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 56 с.
2) Боровик, О.Г. Сведения из истории / О.Г. Боровик, В.А. Гусаков, О.Д. Юнеева // Математика в школе. – 1991. - № 4. – 53-57 с.
3) Гарднер, М.И. Путешествие во времени / М.И. Гарднер. – М.: Мир, 1990. – 341 с.
4) Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по матема¬тике в вось¬милетней школе/ М.Б. Гельфанд, В.С. Павлович.– М.: Просвещение,1981. – 234с.
5) Глейзер, Г.И. История математики в школе IV-VI кл.: пособие для учите¬лей / Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
6) Глейзер, Г.И. История математики в школе VII-VIII кл.: посо¬бие для учи¬телей / Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
7) Глейзер, Г.И. История математики в школе: IX-X кл.: пособие для учите¬лей / Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1983. – 461 с.
8) Данилова, Ю.А. Геометрия и архитектура / Ю.А. Данилова. – М.: Мир, 1979. – 332 с.
9) Даан-Дальмедико, А.Ф. Очерки по истории математики / А.Ф. Даан-Дальмедико, Ж.К. Пейффер. – М.: Мир,1986. – 431 с.
10) Депман, И.Я. История арифметики / И.Я. Депман. - М.: Просвещение, 1965. – 205 с.
11) Депман, И.Я. Рассказы о математике / И.Я. Депман. - М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
12) Кожобаев, К.Г. Использование сведений из истории матема¬тики в IV-VIII классах / К.Г. Кожобаев //Математика в школе. – 1982. – № 2. – 43-47 с.
13) Козина, М.Е. Элективные курсы в 8-9 классах / М.Е. Козина. - Волгоград: Учитель, 2007. – 137 с.
14) Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел / Б.А. Кордемский. – М.: Просвещение, 1986. – 145 с.
15) Куликова, Е.Н. Открытые уроки математики / Е.Н. Куликова, Н.Н. Лямова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 84 с.
16) Кульневич, С.В. Совсем необычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Паноценина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 160 с.
17) Крючкова, И.И. Внеклассная работа по математике в 5-6 классах / И.И. Крючкова, Л.А. Литвачук, А.С. Чесноков. – М.: Просвещение, 1979. – 191 с.
18) Малыгин, К.А. Элементы историзма в преподавании матема¬тики в сред¬ней школе / К.А. Малыгин. – М.: Учпедгиз, 1958. – 241 с.
19) Перельман, Я.И. Занимательная геометрия / Я.И. Перельман. – М.: Столетие, 1994. – 336 с.
20) Перельман, Я.И. Занимательная арифметика / Я.И. Перельман.- М.: Столетие,1994. – 176 с.
21) Перельман, Я.И. Занимательная алгебра / Я.И. Перельман.- М.: Столетие, 1994. – 208 с.
22) Сагателова, Л.С. Геометрия: красота и гармония / Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.
23) Сафронова, Н.Л. Листая страницы истории / Н.Л. Сафронова // Математика в школе. – 1998. - №5. – 19-22 с.
24) Сидорова, Е.Г. Старинные задачи / Е.Г. Сидорова // Математика в школе. – 1994. - №4. – 61-62 с.
25) Столяр, А.А. Педагогика математики / А.А. Столяр. – Минск: Высшая школа, 1986. - Федин, С.И. Большая книга весёлого досуга / С.И. Федин, И.В. Ярошенко. – М.: Просвещение,2000. – 648 с.
Факультативные занятия проводятся на основе стан¬дартных программ. Такие занятия не являются обязательными для всех уча¬щихся. Их посе¬щают школьники, проявившие интерес к предложенной тема¬тике. Среди записавшихся на эти виды занятий могут оказаться ученики, инте¬рес которых ещё не сформиро¬вался. Тогда необходимо пробудить их интерес, для чего можно использовать способы, аналогичные применяемым на уроках математики. Факультативные курсы должны учитывать различия в воз¬можно¬стях и по-требностях учащихся и в зависимости от этого различаются по характеру. Таким образом, факультативные курсы – это особая форма обучения математике и её нельзя смешивать с другими формами. Однако, дополнительные занятия с отстающими или индивидуальная ра-бота с отдельными учениками, хотя и проводятся во внеурочное время, нельзя считать их формой внеклассных мероприятий, так как эта работа часто органи¬зуется без учёта интересов учеников. Поэтому к внеклассным мероприятиям могут относиться только такие занятия, которые совершенно добровольны, ор¬гани¬зуются по желанию учащихся во внеурочное время, имеют произвольное со¬держание и форму. Внеклассные занятия подразделяются на систематические (кружки, стенга-зеты, экскурсии и др.) и эпизодические (олимпиады, вечера, викторины и др.). В настоящее время более распространены эпизодические занятия, которые раз¬нообразны по форме и имеют массовый характер.