Право частной собственности граждан РФ на землю как элемент конституционно-правового статуса гражданина РФ
Введение
Российская Федерация по прежнему является крупнейшим государством в мире по занимаемой территории. Ее площадь по состоянию на 2021 г. составляет 17 125 тыс. кв. км. По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, на 1 января 2020 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 132,9 млн га, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 124,3 млн га или 7,3%, в собственности юридических лиц находилось 8,6 млн га или 0,5 % земельного фонда России. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1576,9 млн га, или 92,2%.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный отечественный конституционализм предполагает значительное расширение возможностей граждан и хозяйствующих субъектов участвовать в экономической деятельности на основе института частной собственности.
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретико-правовое исследование права частной собственности на землю
1.1 Историческая эволюция конституционного регулирования права частной собственности на землю
1.2. Конституционно-правовое регулирование форм собственности на землю и земельные участки в Российской Федерации.
1.3 Право частной собственности на землю в системе конституционных прав и свобод
Глава 2. Особенности содержания, реализации и гарантий права частной собственности граждан РФ на землю
2.1. Содержание конституционного права частной собственности на землю
2.2. Способы реализации права частной собственности на землю
2.3. Гарантии реализации конституционного права частной собственности на землю
Заключение
Список используемых источников и литературы
Список используемых источников и литературы
Нормативно–правовые акты
1.Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.02.2022)
4.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022)
5.Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503.
6.Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, и права их аренды» от 5 января 1998 № 2;
7.Указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 12.04.93 № 480.
8.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22 апреля 1992 г. № 6 в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г.
9.Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 № 96.
10.Указ Президента РФ «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».
11.Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961-1993 гг.
12.Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 10
Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции могли предоставляться государством в «собственность», а в некоторых случаях - и быть проданы. Государство получило право устанавливать предельные размеры земельных участков, а землепользователи были обязаны эффективно использовать землю, беречь ее, повышать ее плодородие. С другой стороны, право частной собственности подвергалось и нерациональным ограничениям: коллективная собственность была исключена из понятия частной собственности, в перечнях форм собственности на природные ресурсы и землепользования на первое место ставились государственная собственность, пользование и пожизненное наследуемое владение землей.
Таким образом, далеко не все возможности конституционного установления принципов земельного законодательства использованы в Конституции 1993 г.