Особенности функционирования тропов в поэтических текстах Александра Сергеевича Пушкина

Цель данной научно-исследовательской работы: изучить использование троп из произведений А.С. Пушкина
Author image
Timur
Тип
Научно-исследовательская работа (НИР)
Дата загрузки
30.07.2022
Объем файла
101 Кб
Количество страниц
0
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык достаточно богат и имеет неисчерпаемые возможности, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Значимым мастером русского языка был и остается А.С. Пушкин. В своих он сумел создать незабываемые образы героев, сумел передать их чувства ярко, живо.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Сколько же «открытий чудных» содержат по сей день произведения А. С. Пушкина?! И что остаётся от художественного произведения после его прочтения?! Прав ли был Пушкин, заявив «Нет, весь я не умру…»? Я задумалась над этим вопросом.
Почему взят именно Пушкин? Потому что он неисчерпаем, энциклопедичен, и каждое новое поколение ищет в нём свой мотив и себя измеряет его «пространством». Очень хорошо по данному поводу сказано у поэтессы Инны Кашежевой:
Когда до предела суженащель бытия твоего,
ищешь на полке Пу

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА 7

1.1. Основные виды выразительности русской речи 7

1.2.  Лексические средства выразительности 10

Глава 2. ТРОПЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ А. С. ПУШКИНА 17

2.1. Творческий путь Александра Сергеевича  Пушкина 17

2.2.  Употребление тропов в поэзии А. С. Пушкина 19

2.3.  Сравнение как лексическое образное средство в произведениях А. С. Пушкина 29

2.4.Фигуры речи и их стилистические функции в стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М., 2014, с. 360.
Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого [Текст] // Русская речь. – 2013. – №1. – С.26-31.
Валгина Н.С. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной [Текст] / Валгина Н.С. // Синтаксис современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1991. – С.342-344
Василькова Н.Н. Типология стилистических фигур в риториках и курсах словесности II пол. ХVIII-ХIХ вв. – М., 2015, с. 18
А. С. Пушкин «Телега жизни»: полный анализ. Режим доступа: https://litfest.ru/analiz/telega-zhizni.htmlМонахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1.- М.-1994
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2017, с. 184.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка Учеб. П. – М.: Рольф, 2017, с. 18
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещ., 2013, с. 172
Корольков В.И. К теории фигур // Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.
Тореза. – М., 2013, с. 74.
Кочинова О.Н. О языковых средствах выражения сравнений метафор, эпитетов [Текст] // Русский язык в школе. – 2012. – №4. – С.58
Культура русской речи / Под. Ред. Л.К. Граудиной. – М. 2008, с. 264–280.
Лотман Ю.М. Структурные свойства стиха на лексикосемантическом уровне [Текст] // Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 2014. – С.203-219.
Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций // Филологические науки. 2016. №4, с. 75 – 85.
Некрасова Е.А. Сравнения [Текст] // Языковые процессы современной русской художественной литературы. – М.: Наука, 2017. – С.240- 294.
Пугач С.А. Оживление внутренней формы слова [Текст] // Русская речь. – 2018. 19 №2. – С.52-55.
Савова М.П. Выразительность: Словарь-справочник. – М, 2018, с. 30.
Словарь литературных терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тургенев. – М., 1974, с. 57.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка под ред. М.Н. Кожиной-2-е изд. – М. Фл

Перифразой называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова. Не все перифразы носят метафорический характер, есть и такие, в которых сохраняется прямое значение образующих их слов. Такие перифразы, в отличие от образных, можно определить как необразные. К тропам принадлежат лишь образные перифразы, так как только в них слова употребляются в переносном значении. Необразные перифразы представляют собой лишь переименования предметов, качеств, действий.
«В отличие от образных перифразы необразные выполняют в речи не эстетическую, а смысловую функцию, помогая автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные особенности описываемого предмета. К тому же обращение к перифразам позволяет избежать повторений».