Меры процессуального принуждения
1. Понятие и значение мер пресечения.
Пожалуй, нет ни одной другой сферы деятельности, где бы так же сильно ограничивались права и свободы граждан и интенсивно применялись меры государственного принуждения, как это имеет место в уголовном судопроизводстве. Именно здесь допускается временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, задержание по подозрению в совершении преступления, заключение под стражу и другие процессуальные действия правоограничительного характера, столь необходимые для эффективного расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел. Здесь же, как нигде, существует риск необоснованного ограничения прав и свобод участников этой деятельности, на поведение которых оказывается внешнее воздействие со стороны государственных органов и представляющих их в уголовном процессе должностных лиц. По этим причинам российский уголовный процесс сформирован таким образом, чтобы с одной стороны дать реальную возможность правоохранительным органам государства защищать права потерпевших от преступлений, а с другой - чтобы оградить подвергаемых уголовному преследованию лиц не только от незаконного обвинения, осуждения, но и от любого другого необоснованного ограничения их прав и свобод .
Содержание :
1.Понятие и значение мер пресечения
2.Меры пресечения:
2.1.Общая характеристика мер пресечения
2.2.Меры пресечения, связанные с лишением свободы
2.3.Меры пресечения, не связанные с лишением свободы
3.Общая характеристика иных мер процессуального принуждения
3.1. Обязательство о явке
3.2.Привод
3.3.Временное отстранение от должности
3.4.Наложение ареста на имущество
3.5.Денежное взыскание
Заключение
Список литературы
Список литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – №31. – Ст. 4398.
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 52 (ч. I). – Ст. 4921.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 28 января 2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 28 января 2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
О статусе военнослужащих Федеральный закон от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (ред. от 14 декабря 2021) // Собрание законодательства РФ. – № 22. – 1998. Ст. 2331.
О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Федеральный закон от 15 июля 1995 № 103-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021) // Собрание законодательства РФ. – 1995. № 29. – Ст. 2759.
О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации Федеральный закон от 25 июля 1998 № 128-ФЗ (ред. от 29 декабря 2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998 г. – № 31 – Ст. 3806.
О государственной регистрации недвижимости Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29. – Ст. 4344.
Если при осуществлении производства по делу будет доказано, что нарушению обвиняемым меры пресечения способствовало ненадлежащее наблюдение соответствующих должностных лиц командования воинской части за военнослужащим, то военным судом к данным должностным лицам может быть применено денежное взыскание (ст. 117, 118 УПК РФ).
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым
Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц характеризуется применением специфических правовых институтов, поскольку уголовно-процессуальное законодательство опирается на ряд требований, изложенных в международных правовых актах. Например, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.