Проблематика и система образов романа В. Набокова «Приглашение на казнь»
ВВЕДЕНИЕ
В современной «набоковиане» бытуют различные подходы: Набоков как творец металитературы; основу творчества Набокова составляет эстетическая система, вырастающая из интуитивных прозрений трансцендентальных измерений бытия; рассмотрение творчества Набокова с позиции экзистенциональных сил автора; Набоков как субъект словесной игровой деятельности (в пределах объективизации экзистенциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности - поэтическим языком).
Замысел одного из лучших русскоязычных произведений Набокова возник во время работы над «Жизнью Чернышевского» - вставным текстом романа «Дар». В отличии от «Дара» и многих других англоязычных романов замысел романа «Приглашение на казнь» был создан в рекордные сроки. Первый вариант романа был написан за две недели – с конца июня до середины июля 1934 г. Доработка и окончательное завершение романа была закончена в декабре этого же года. Впервые роман был напечатан в журнале «Современные записки», № 58-60 [26, 131-134]. Данная журнальная публикация вызвала большой резонанс отзывов на страницах двух парижских газет: «Последние новости» и «Возрождение», главными критическими отделами которых были два постоянных оппонента: В. Ходасевича и Г. Адамовича. Роман Сирина (Набокова), печатавшийся в «Современных записках» из номера в номер, чрезвычайно выиграл от издания отдельной книжки, ведь перед читателем яснее вырисовывается план литературного произведения.
Набоков, намеренно обнажая игровое начало в поэтике и подчеркивая «сделанность» своих книг, требует от читателя сознательных усилий, интуитивных и интеллектуальных, для проникновения за поверхностный поэтический слой - в этический и философский смысл произведения. Если понимание поэтических приемов обогащает восприятие классического произведения, позволяет проникать в его «тайные» смыслы, то чтение набоковских текстов вообще невозможно без осмысления всех тонкостей и хитростей их поэтической структуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Образ главного героя и второстепенные образы
ГЛАВА 2. Человек и общество. Личность в тоталитарном государстве
ГЛАВА 3. Экзистенциальные и философские проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика и эстетика. – СПб., 1999. – 320 с.
2. Анастасьев Н.А. Владимир Набоков. Одинокий король. – М.: Центрполиграф, 2002. – 525 с.
3. Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. – М, 1992. – 320 с.
4. Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашение на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В.В. Набокова/ сост. Б.В. Аверина.Т.2. – 2001. – 1064 с.
5. Бицилли П.М. В. Сирин // Русская речь. – М., 1994. - №2. – С.41-44.
6. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы. Биография. – М., 2001.- 695 с.
7. В.В. Набоков: pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В.В. Набокова/ сост. Б.В. Аверина.Т.2. – 2001. – 1064 с.
8. Гурбаликова О. А. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиографические очерки. – М., 1995.- 249 с.
9. Долинин А. После Сирина// Набоков В. Романы. – М.: Худ. Лит., 1991. – 203 с.
10. Злочевская А.В. «Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции»
11. Злочевская А.В. «Творчество В. Набокого в контексте мирового литературного процесса ХХ века»// Филол. Науки. – 2003.№4. – С.3-12.
12. Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература ХІХ века. – М., 2002. – 188 с.
13. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Набокова/ сост. Н.Т. Мельников. – М., 2000. – 688с.
14. Коваленко А.Г. «Двоемирие» В. Набокова // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. Сер.: Филология, журналистика. – 1994. - №1 С.93-100.
15. Конолли Дж. «Terra Incognita» и «Приглашение на казнь» // В.В. Набоковpro et contra: С.354.
16. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма// Вопр. Лит. – М., 1994. – Вып.3. – С. 72-95.
17. Медарич М. Владимир Набоков // Лит. В школе. – 1991. – №3. С.42-53.
18. Медарич М. Владимир Набоков и роман ХХ столетия // Набоков В.В. Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 550-563.
19. Мулярчик А.С. Верность традиции: Рассказы В. Набокова 20-30 хх гг.//
Лит. Учеба. – 1989. - №1. – С. 13-14.
20. Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1997. – 144 с.
21. Мулярчик А.С. Постигая Набокова// Набоков В. Романы. – М.: Современник. – 1990. - №1. – С.167 – 169.
22. Мулярчик А.С. Следуя за Набоковым// Набоков В. Рассказы; Воспоминания. – М.: Современник, 1991. – С.5-22.
23. Набоков В.В. Собр. Соч. В 4 тт. – М.,1990.
24. Носик Б. Мир и дар Набокова. Первая русск. Биография писателя. – М., 1995. – 550 с.
25. Пятигорский А. Чуть – чуть о философии Владимира Набокова. - С.344
26. Рылькова Г. «О читателе, теле и славе»// Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1997. – 144 с.
27. Ходасевич В Колеблемый треножник. – М., 1991. – 630 с.
28. Ходасевич В. Литература в изгнании. Собр. соч.: В 4 т. – М, 1996.Т2. С.266.
29. Шаховская З.А. В поисках Набокова. – М.,1991. – 316с.
30. Шиньев Е.П. В. Набокова в системе культурных парадигм.// Мир культуры: теория и феномены. – Пенза, 2006. – С.91-100.
31. Шульман М. Набоков, писатель: Манифест. – М., 1998. – 224 с.
32. http://www.lib.ru/nabokow/invitation.txt.
33. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/приглашение_на_казнь.
34. http://www.art-otkrutiy.narod.ru/nabokov.htm.
35. http://www.revolution.allbest.ru/literature/00214014.html.
36. http://www.relga.ru/environ/webobjects/tgu-www.woa/wa/main?texitid=1050&level1=main&level2=articles.
Зато в 19 главе, непосредственно перед казнью герой чувствует себя закалённым, это страшное слово уже почти не пугает его. Он расставил все точки над «и», он понял окружающий его мир и себя в этом мире: «Всё сошлось, то есть всё обмануло, всё это театральное, жалкое. Всё обмануло, сойдясь, всё. Вот тупик тутошней жизни, – и не в её тесных пределах надо было искать спасения. Странно, что я искал спасения» (с. 232). Для него сейчас гораздо важнее, чтобы душа обострилась словами, важнее оставить после себя хоть что-нибудь. Исписанные листы становятся для Цинцинната смыслом жизни, поэтому последнее его желание перед казнью – «что-то дописать»: «Сохраните эти листы, – не знаю, кого прошу, – но: сохраните эти листы, – уверяю вас, что есть такой закон, что это по закону, справьтесь, увидите! – пускай полежат, – что вам от этого сделается? – а я так, так прошу, – последнее желание, – нельзя не исполнить. Мне необходима хотя бы теоретическая возможность иметь читателя, а то, право, лучше разорвать. Всё это нужно было высказать» (с. 219). Другой темой романа В. Набокова является душевная болезнь, герой – больной, страдающий навязчивой идеей (больница для него – тюрьма, в которой он ожидает предстоящий казни), круг действия – мир, отраженный его воображением, место действия – камера, рамки которой, то расширяются, то сужаются – до тесных стенок, вмещающих только одно человеческое сознание. Это непроницаемый мир, подвластный только нашему наблюдению. Вскрыть реальность психически больного восприятия – значит перенестись в другой мир, не подчиненный нашей логике и нашим законам. Характерная для Набокова тема раздвоения личности как раздвоения «внутренних побуждений», именно раздвоение между «Цинциннатом первым» и «вторым», между положительным и отрицательным началом определяет подход С. Давыдова ко всему роману.