Риккерт, Дильтей, Виндельбанд: науки о природе и науки о культуре
ВВЕДЕНИЕ.
Представители баденской школы неокантианства - Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт разделяли науки не по предмету, а по методу, и критиковали учение наук "о духе". Методы наук о природе направлены на формирование и установление общих законов, а методы наук о культуре - на познание индивидуального и особенного.
Науки о природе и науки о культуре – это названия самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой философии на рубеже XIX и XX вв. лидерами баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического (познавательного и научного) статуса социально-гуманитарных дисциплин, который не совпадает с мировоззренческими и методологическими основаниями естественно-научного знания.
С точки зрения этих мыслителей, цель науки о природе – получение объективного знания о внешней действительности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История философии: Энциклопедия / ред. Румянцева Т.Г., Можейко М.А. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. . Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология ХХ век. Антология. - М., 1995.
Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1 - М., 1994.
Румянцева Т.Г. Учебное пособие: современная западная философия. - Минск, 2009.
Румянцева Т. Г. Риккерт Г. // Новейший философский словарь - Минск: Книжный дом, 2003.
Силенко С. В. Философия Г.Риккерта: Единство гносеологии, методологии и аксиологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
Яковенко Б. В. К критике познания Г. Риккерта // Вопросы философии и психологии. - 1908. - Т. 93 (III).
Яковенко Б. В. Учение Риккерта о сущности философии // Вопросы философии и психологии. - 1913. - Т. 119 (IV), т. 120 (V).
Риккерт полагает, что в противоположность естествознанию исторические науки интересуются единичными событиями в их неповторимом своеобразии. «Кто вообще говорит об „истории“, тот думает всегда об единичном индивидуальном течении вещей…»
Риккерт утверждает, что науки о природе и науки о культуре различаются не по своему предмету, а лишь по методу. Естествознание, пользуясь «генерализирующим» методом, преобразует индивидуальные явления в систему естественнонаучных законов. История же, применяя «индивидуализирующий» метод, описывает отдельные исторические события.