Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела
Введение
Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Одной из важнейших основ конституционного строя является характеристика данного государства как правового, условиями которого выступают законность и правопорядок со стороны органов государственной власти и их должностных лиц. Исходным началом такого государства является то, что его органы должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с ним. С этой целью и были созданы органы прокуратуры.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в России надзорным органов ежегодно выявляются нарушения на досудебных стадиях. Согласно статистическим данным, в 2019 году было выявлено 49164 нарушений на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в 2020 году было выявлено 45272 нарушений, а в 2021 году количество и вовсе составило на 2453 нарушений больше, чем в 2020 году .
Важно отметить тот факт, что рост количества нарушений обеспечивается пропорционально тем, которые допускаются в стадии дознания и предварительного следствия при снижении количества нарушений в стадии возбуждения уголовного дела, что говорит о необходимости совершенствования надзора конкретно в данной сфере.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора за соблюдением законов органами дознания 7
1.1. Понятие, цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание 7
1.2. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания 14
Глава 2. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела 22
2.1. Стадия возбуждения уголовного дела: сущность и значение 22
2.2. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела 31
2.3. Анализ нарушений, выявляемых органами прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела 39
Заключение 52
Список использованной литературы и источников 57
Список использованной литературы и источников
Нормативно - правовые акты и иные официальные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. No2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. No 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2020. – N. 1. – Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 01 июля 2021 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472.
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (ред. от 01 апреля 2022 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472; 2022. - № 14. – Ст. 2190.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25 марта 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. Ст. 2954; 2022. - № 13. - С. 1952.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 25 марта 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2022. - № 13. – Ст. 1952.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 1. - Ст. 16; 2018. - N 1 (Часть I). - Ст. 76.
7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 03 января 1996 г. N 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета» // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. - М., 1999.
8. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 15 октября 2019 г.) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2005 г. N 7339) // Российская газета. – 2006. - 25 янв.
9. Приказ Генпрокуратуры России от 27 ноября 2007 г. N 189 (ред. от 19 августа 2021 г.) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // «Законность». - 2008.- N 2.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 15 февраля 2011 г. N 33 (ред. от 20 января 2017 г. ) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») // «Законность». – 2011. - N 5.
11. Приказ Генпрокуратуры России от 05 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (ред. от 19.08.2021) // Законность. № 12. 2011.
12. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 (ред. от 09 октября 2019 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06 ноября 2014 г. N 34570) // Российская газета. – 2014. – 14 нояб.
13. Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2021 г. N 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // «Законность». - 2021. - N 12.
Монографии
14. Ануфриева Е.А. Особенности методики предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о коррупционных преступлениях, совершаемых сотрудниками ОВД: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. 239 с.
15. Бессарабов, В.Г. Организация и деятельность Российской прокуратуры / В.Г. Бессарабов.- М.: Эль-Фа, 2016. – 368 с.
16. Исаенко В.Н. Криминалистический анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела: монография / Н. А. Данилова [и др.]; отв. ред. В. Н. Исаенко. — Москва: Акад. Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 244 с.
Учебная и справочная литература
17. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов вузов. М.: Зерцало, 1998. 480 с.
18. Бережкова, Н. Ф. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции / Н. Ф. Бережкова // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 82—85.
19. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник. / Ю.Е. Винокуров. – М.: изд-во Юрайт, 2014. 490 с.
20. Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы общей части: Учебное пособие / О.В. Воронин. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 192 с.
21. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. В. Агутин, А. Л. Аристархов, Е. А. Архипова [и др.]; Под общей редакцией О.С. Капинус, науч. редактор С.П. Щерба. Москва. Проспект. 2020. 1136 с.
22. Настольная книга прокурора. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2016. 378 с.
23. Рыжаков, А. П. Правоохранительные органы: учебник / А. П. Рыжаков. — М.: Дело и сервис, 2015. 592 с.
24. Хиличева Г. П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлении : учеб. пособие. М., 1997. 25 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
25. Асташкина Е.Н., Курохтина Е.С. Сущность прокурорского надзора: теоретико-правовые аспекты // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1(132). С. 169-177.
26. Бутарин И. С. Государственная автоматизированная система правовой статистики в информационном пространстве // Вестник науки и образования. 2020. № 19. Часть 1. С. 78-82.
27. Векшин, В. П. Конституционно-правовой статус прокуратуры / В.П. Векшин // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. Т. 45, № 1. С. 3.
28. Гармаев Ю. П. Примерный алгоритм изучения и анализа материалов уголовного дела / Ю. П. Гармаев, А. О. Хориноев // Законность. 2009. № 2. С. 16—21.
29. Голощапов, Д.С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации / Д.С. Голощапов // Молодой ученый. 2018. № 7. С. 126.
30. Деришев Ю. Стадия возбуждения уголовного дела – реликт «социалистической законности» // Рос. юстиция. 2003. № 8. С. 34.
31. Камчатов К.В., Тимошенко А.А. Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве: оценка эффективности // Российская юстиция. 2017. №11. С. 29-33.
32. Каретников А.С., Коретников С.А. Назначение стадии возбуждения уголовного дела: декларируемое и действительное // Российский следователь. 2015. № 3. С. 18—19.
33. Коломеец Е.В. Обеспечение законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела средствами прокурорского реагирования / Е.В. Коломеец // Вестник Омской юридической академии. 2018. № 3. С. 314 - 318.
34. Мазуров Н. А. Обжалование постановлений прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия / Н. А. Мазуров // Законность. 2013. № 11. С. 15 –17.
35. Серебрянникова М.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование // Закон и право. 2010. №10.
Химичева Г. П. Уточнить процедуру доследственной проверки / Г. П. Химичева // Уголовное судопроизводство. 2012. № 1. С. 23—26.
Диссертации и авторефераты диссертаций
36. Богатова Е.В. Автореферат. Контрольно-надзорная деятельность за исполнением законов и ее эффективность в стадии возбуждения уголовного дела. Саратов, 2016.
37. Демидов В.В. Законность в современном российском государстве: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / В.В. Демидов. – Н. Новгород, 2004.
38. Капинус К.В. Прокурорский надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2004. - 250 с.
39. Кобзарев Ф.М. Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. - С. 32.
Интернет-ресурсы
40. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-июнь 2021 года // Официальный сайт Генеральнай прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 25.04.2022).
41. Татьянина Л.Г. Уголовно-процессуальные правоотношения прокурора и руководителя следственного органа: проблемы и пути их решения // Мудрый юрист. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/48278-ugolovno-processualnye-pravootnosheniya-prokurora-rukovoditelya-sledstvennogo-organa (дата обращения: 25.04.2022).
Что касается полномочий прокурора в отношении органов предварительного следствия, оказалось, что во время реформы 2007 года те полномочия, которые предусматривали процессуальное руководство расследованием, были исключены из общего объема, где принимаются решения о начале уголовного преследования. Прокурор был лишен полномочий по возбуждению уголовного дела, отмене незаконных или необоснованных решений о расследовании, а также многих других полномочий. Такой отказ в адрес прокурора не позволил ему более эффективно управлять управлением, поскольку он не может повлиять на устранение выявленных нарушений. Позже часть полномочий по отмене незаконных решений следствия об установлении, отказе в возбуждении уголовного дела были возвращены, но все равно в тексте высказываются замечания о необходимости расширения его полномочий. На наш взгляд, такая позиция правильная и оправданная. В рамках третьего параграфа второй главы исследовались вопросы правонарушений, допускаемых органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела, а именно на этапе приёма и регистрации сообщения о преступлении. Среди задач было заявлено проанализировать нарушения, выявляемые органами прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела, а также рассмотреть типичные нарушения, совершаемые органами дознания на указанной стадии. Для решения этой проблемы были предоставлены данные, опубликованные на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. оцессуальных действий, он был учитывая обязанность.