Место философии в системе образования
Введение
Проблема российского образования, на сегодняшний день, одна из самых актуальных ввиду необходимости подготовки будущих кадров различных направлений для нашей страны. В последние годы происходят серьезные изменения в сфере образования, особенно в методах и формах учебного процесса. Так, современные образовательные идеи во многом отличаются от традиционных способов.В современной теории высшего образования не всеми воспринимается философия как безусловно оправданное. Проблема места и роли философии в образовании не нова. Так, ее можно отнести к разряду «вечных вопросов», а также объединить их в общую рубрику «практическая значимость философии». Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее десятилетие активно развивается новая наука – философия образования. В связи с этим, видится необходимым подробно рассмотреть роль и место философии в современной системе образования. Предметом работы выступает философия как наука. Объектом являются общественные отношения, возникающие в ходе процесса развития российской системы образования. Целью является комплексное изучение роли и места философии в системе образования.
Содержание
Введение 3
§ 1. История развития философии и образования 5
§ 2. Общие и фундаментальные проблемы функционирования и развития отечественного образования 8
§ 3. Некоторые философские позиции в содержании образования 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Список использованной литературы
1. Жихаревич М.Е., Федотова Н.Д. Философия и гражданское образование // Философия преподавания и философии. Калуга, 2000. 148 с. 5.
2. Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. «Образование в конце ХХ века (материалы круглого стола) – «Вопросы философии» N9-1992г.
3. Кирсанов К.А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. Т.1. – Национальный институт бизнеса. 2005. – 440 с. 6.
4. Крашнева О.Е. Философия образования: Социально-философский анализ предметной области: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. - Ростов-на-Дону, 2005. - 179 с. 7.
5. Круглинский И.К., Семченко Е.Е. Формирование концептуальной базы: проблемы учёта надсистемного и внутрисистемного влияния на примере образовательной сферы. // Интернет-журнал Науковедение. №6(25). 2014 [Электронный ресурс]. - М. 2014 - Идентификационный номер статьи в журнале: 205PVN614.
6. Огурцов А.П. «На пути к философии образования» - «Вопросы философии» N11-1995г.
7. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век Издательство: Русский Христианский Гуманитарный Институт М.: 2004
8. Платонов В.В. "Философия образования как поле межсистемного взаимодействия" - "Вопросы философии" N11-1995г.
9. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации. Духовность и культура. Духовность мироотношения: Материалы всер. конф. - Екатеринбург, 1994. - С. 4-29.
10. Сергеев К.А. Камнева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона / Платон. Государство. – Санкт-Петербург: Наука, 2005. – с. 5-158.
11. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования» - «Аспект-пресс» М. 1995г
12. Философия образования: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 501 с.
13. Худякова Н.Л. Воспитывающая функция образования: В помощь учителю. – Челябинск: Уральский научн.-образ. Центр РАО, ЧелГУ, 2000. – 60 с.
14. Худякова Н.Л. Онтологические основания возникновения и развития ценностного мира человека: Дис. …д-ра филос. наук.- Омск, 2004. – 349 с.
15. Худякова Н.Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования: В 2 т. - Челябинск: ЧелГУ, Уральский научн.-образ. Центр РАО, 2002. – в 2-х частях.
16. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. – Челябинск: Изд-во «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004.
К философии гуманизма примыкают такие течения, как неомарксизм, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм и педагогические направления педологии, свободного воспитания, природосообразности. Идеи гуманизма лежат и в основе всех религиозных систем. Антигуманные философско-политические течения (фашизм, национализм, расизм, религиозный фанатизм и т.п.) исповедуют насилие, пренебрежение к человеку, неравенство. Диалектика – философское учение о всеобщей связи и взаимообусловленности, развитии как единстве и борьбе противоречий. Идеализм (И. Кант, Платон) исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности вещного, материального мира, что сближает его с положениями о сотворении мира Богом (объективный идеализм). Субъективный идеализм представляет мир как продуктчеловеческого сознания. Космизм (Н.Ф. Федоров , В.И. Вернадский , К.Э. Циолковский и др.) – мировоззрение, основанное на идее целостности мироздания, органической включенности в него жизни и сознаний. Русский космизм конкретизирует эту идею, присоединяя к ней учение о биосфере и ноосфере. Коэволюционное мировоззрение (Н.Н. Моисеев , П. Тейяр де Шарден ) представляет собой интеграцию природного и человеческого, материалистического и идеалистического, технократического и гуманистического начал на основе современного уровня человеческого познания мира. Человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природносоциальной сферой.