Создание проблемных ситуаций при изучении художественной литературы в классах среднего звена
Введение
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Актуальность темы определена тем, что в настоящее время на уроках литературы недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся. Объектом исследования является проблемное обучение, предметом — уроки литературы. Целью работы является выявление и создание условий на уроках литературы для развития обучающихся через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность элементов проблемного обучения в учебном процессе 5
1.1. Понятие и виды проблемного обучения 5
1.2 Особенности проблемного обучения 8
Глава 2. Пути реализации проблемного обучения на уроках литературного чтения 11
2.1 Организация проблемного обучения в начальной школе 11
2.2 Формы проблемного обучения и способы его организации 12
2.3 Изучение педагогического опыта использования технологии проблемного обучения на уроке литературы 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Список использованной литературы
1. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение — учителю / Х.Х. Абушкин. — Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2014. — 174 с.
2. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе / С.И. Брызгалова. — Калининград: Изд-во Калининградского государственного ун-та, 2012. — 90 с.
3. Вахрушева Л.Н. Методы проблемного обучения детей младшего школьного возраста / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. — 2014. — № 1. — С. 18-21.
4. Викторова Т.А. Проблемное обучение младших школьников на уроках литературного чтения с целью подготовки грамотного читателя / Т.А. Викторова // Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников. — Череповец-Вологда: АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», 2011. — 151 с.
5. Жуйкова Н.В. Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы / Н.В. Жуйкова // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — № 6. — С. 48-49.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2013. — 384 с.
7. Ковалева Г.Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Г.Я. Ковалева // Учительский журнал. — 2015. — № 4. — С. 32.
8. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система Е.В, Ковалевская. — М.: МНПИ, 2012. — 247 с.
9. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1984. — С. 32
11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1984. — 211 с.
12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1987. — 156 с.
13. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как технология «открытия» знаний / Е.Л. Мельникова // Сибирский учитель. — 2013. — № 5. — С. 47.
14. Оконь В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. — М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
15. Оконь В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. — М.: Просвещение, 1968. — С. 27
16. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее / под ред. Е.В. Ковалевской. — Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет, 2013. — 300 с.
17. Сабитова Д.Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения / Д.Р. Сабитова // Молодой ученый. — №. 18. — 2014. — С. 817
18. Сарбашева З.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / З.М. Сарбашева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 7. — С. 44-46.
Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность обучающихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Суть проблемного урока можно обозначить одной фразой «творческое усвоение знаний». Учебную проблему можно сформулировать как тему урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему — значит помочь обучающимся самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Когда проблемная ситуация создана, то задача учителя организовать деятельность учащихся так, чтобы они осознали противоречие и правильно сформулировали учебную проблему. Для решения этой задачи учитель использует побуждающий диалог. Побуждающий диалог — это отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие, заключённое в проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Чаще всего для того, чтобы дети сформулировали учебную проблему, учитель использует более простой способ — подводящий диалог.