Политика ЕС в отношении стран Средней Азии и Закавказье в 1990 - е годы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Закавказский регион представляет собой уникальную территорию, где переплетаются интересы сразу нескольких важнейших игроков современной мировой политики: России, США, Турции, Ирана и Европейского союза. Данное пространство является своеобразной буферной зоной между Россией и другими ведущими акторами, влияние в которых позволяет реализовывать достаточно выгодные экономические, транспортные, инвестиционные и иные проекты.
Географическое положение Закавказского региона делает его важным стратегическим звеном между Востоком и Западом. Таким образом, этот регион играет роль точки соприкосновения интересов различных акторов международных отношений.
В течение последних 10-15 лет геополитическая значимость закавказских республик существенно изменилась под воздействием целого ряда неоднозначных факторов – формирования очагов нестабильности в силу незавершенности процесса урегулирования этнополитических конфликтов (так называемые замороженные конфликты), увеличения ресурсного потенциала рассматриваемого пространства с учетом его транспортно логистических возможностей и т.д.
Стремление США/НАТО создать на территории Закавказья так называемый «санитарный кордон» вокруг России представляет для нашей страны серьезную угрозу: Запад стремится изолировать Россию от исторически сформированных районов ее жизненно важных интересов, разорвать связи России с государствами ближнего зарубежья, ослабить экономические возможности России в данном регионе, что в итоге может подорвать ее суверенитет. В этом смысле под суверенитетом стоит подразумевать не просто «независимость», а эквивалент конкурентоспособности. Поэтому в условиях, когда наши конкуренты пытаются разжечь «замороженные» конфликты и установить «кордоны» вдоль наших границ, России необходимо придерживаться четкой позиции в отношении стран Закавказья: сохраняя роль главной миротворческой силы в регионе, Россия должна направить главные усилия на развитие многовекторного диалога и эффективного экономического сотрудничества со всеми странами ЮК и обеспечить стабильность в данной буферной зоне в целях недопущения распространения вдоль своих границ новых угроз формата «Арабской весны», «украинского майдана» или новой волны распространения «джихадизма ».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Задачи исследования: 6
ГЛАВА 1. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ КЛЮЧЕВЫХ АКТОРОВ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ 7
1.1.Столкновение геополитических интересов в Закавказье 7
1.2.Основные особенности внешней политики государств Закавказского региона на современном этапе 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВА ЗАКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 37
2.1.Геополитическая роль закавказского региона в современных международных отношениях 37
2.2.Интересы ЕС и США/НАТО в Закавказском регионе 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники:
1) Концепция внешней политики Российской Федерации от 2016 г. (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). – 2016. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1033095
2) Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики (утверждена распоряжением президента Азербайджанской Республики от 23 мая 2019 года ). 2015. – Режим доступа: http://eurasian- defence.ru/?q=node/30535
3) Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669
4) Концепция национальной безопасности Грузии от 23 декабря 2011 г.– 2011. Режим доступа: https://constitutions.ru/?p=8454
5) Стратегия национальной безопасности Республики Армения (Одоб рена на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 г.) – 2007. Режим доступа: http://www.mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus
6) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 апреля 2019 г.). 2019. Режим доступа: https://lektsii.org/8-12569.html
7) Декларация о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2017 г. 2017. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902321306
8) Energy Security Strategy (Стратегия энергетической безопасности ЕС). 2014. Режим доступа: http://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy- strategy/energy-security-strategy
Литература:
1) Барсенков А.С., Тополев А.Ю. Политика России на постсоветском пространстве и ее восприятие на Западе. 2003-2008 гг. / Мир и политика. – М., 2012. №8(71).
2) Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 2010.
3) Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве. – М., 2016.
4) Габер Е. Политика Турции на Кавказе и в Центральной Азии в постсоветский период // Центральная Азия и Кавказ, М., 2016. – Том 14.
5) Гусейнов, В.А. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992–2008 годы) .– М.: Красная звезда, 2018.
6) Дергачев В. Многопартнерская политика Турции // Вестник аналитики. – М., 2010. № 3.
7) Кавешников Н.Ю. Развитие внешней энергетической политики Европейского союза // Вестник МГИМО-Университета. № 4. – 2015.
8) Косикова Л.С. Интеграция в формате «четвёрки» ЕЭП вырождается в банальную зону свободной торговли, ЦентрАзия, 2004.
9) Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика. Научный доклад. — М.: ИЭ РАН, 2008.
10) Колосов В.А, Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы. // Полис. – М., 2019. № 3.
11) Кривохижа В.И. Внешняя политика России и изменение системности международных отношений // Международная жизнь. – М., 2015. — № 4.
12) Кулиев Э. Исламский экстремизм на Кавказе: реальность угрозы и пути ее предотвращения // Кавказ и глобализация, 2006. № 1.
13) Курылев К.П. Украинский кризис 2013-2014 гг. и «арабская весна» 2011 г.: сходство и различие / Вестник Российского университета дружбы народов. – М., 2014. № 4.
14) Малашенко А. Время Юга. М.: Гендальф, 2012.
15) Маркедонов С. М. Региональные конфликты: перезагрузка // Россия в глобальной политике. – 2008. № 5.
16) Манойло A.B. Мирное разрешение конфликтов: национальные концепции, модели, технологии // Власть. – М., 2008. № 8.
17) Манойло A.B. Война в Южной Осетии: психологическая обработка общественного мнения стран ЕС. // Политэкс. – М., 2009. №3..
18) Манойло A.B. Актуальные вопросы модернизации современной культурно-цивилизационной теории управления международными конфликтами.//Национальная безопасность, 2011. №4.
19) Мельков С. Вооруженный конфликт в Южной Осетии глазами политолога. //Власть. – М., 2016. №10.
20) Наумова А., Авдеев В., Наумов А. «Цветные революции» на постсоветском пространстве. – СПб.: Алетейя, 2013.
21) Тадтаев Т. Южная Осетия, Грузия и российская политика на Кавказе// Вопросы истории. – 2018. – № 7.
22) Тренин Д. Post-imperium: евразийская история. Моск. Центр Карне ги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
23) Крылов А. Южный Кавказ: военный плацдарм вместо капиталистического рая // Интернетжурнал «Новая Политика»
24) Гаджиев А. Южный Кавказ – центр противостояния или сотрудничества?
25) Марсель де Хаас. Современная геостратегия Запада на Южном Кавказе: Перспектива появления миротворцев НАТО в регионе становится реальней Независимое военное обозрение. 2017
Азербайджан, стремясь к международному взаимовыгодному сотрудничеству в целях объединения Европы с Китаем запустил транспортный проект Баку-Тбилиси-Карс, который вывел страну на новый уровень международных отношений с ведущими политическими игроками. Также ожидается в скором времени подписание соглашения между Баку и Брюсселем о стратегическом партнерстве, который выведет Азербайджан на новый уровень и позволит стать Азербайджану государством, который обеспечивает энергетическую безопасность ЕС.Республика Армения Разновидность многовекторной внешней политики, обычно описываемая как «комплементаризм», доминировала в пост-советской внешней политике Армении. Комплементаризм не является официальной внешнеполитической доктриной, однако благодаря данной внешнеполитической установке (ориентиру) Армении удавалось и удается сбалансировать зачастую противоречащие друг с другом интересы различных игроков, включая Россию, США, ЕС и Иран. Принцип комплементаризма был основой внешней политики Армении с 1991 года и остается таковым по настоящее время. Суть этой политики, которая была нетипичной для большинства новых независимых постсоветских стран в начале 1990-х годов, заключалась в попытке объединить и поддерживать баланс между интересами и глобальных, и региональных держав, которые активно участвуют в политических процессах на Южном Кавказе. Идея состояла в том, чтобы избежать исключительно прозападной, пророссийской или проиранский ориентации. Согласно Стратегии национальной безопасности Республики Армения (принята в 2007 году), стратегическое партнерство Армении с Россией, принятие Арменией европейской модели развития, обеспечение сотрудничества с Ираном и США, членство в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также углубление сотрудничества с альянсом НАТО все это способствует политике комплементарности.