Управление конкурентоспособностью продукции коммерческой организации (на материалах организации ООО «Агроторг» магазин Пятерочка 10473)
Введение
Сектор розничной торговли – энергичный, динамичный и постоянно меняющийся элемент рынка. Магазины розничной торговли перепродают товары и услуги, обеспечивая себя прибылью и делая их доступнее, «ближе» к конечному потребителю. Сегодня фактически все розничные торговцы стремятся к постоянному увеличению предлагаемого клиентам спектра услуг. Роль розничной торговли можно свести к тому, что она создает удовлетворительный и доступный ассортимент товаров и услуг, предлагая их потребителю в нужное время и в нужном месте. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным, выпускать конкурентоспособную продукцию и проводить мероприятия по её повышению. В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех, а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе. Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой управления конкурентоспособностью на предприятии. Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего ее развития важно при разработке стратегии предприятия.
Не найдено
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
2. Абчук В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 239 с
3. Афансаьева О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА.- 2017 – 118 с.
4. Бондаренко С.И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России: моногр. / С.И. Бондаренко. — М.: Научная книга, 2018. — 104 c.
5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. — М.: Инфра-М, 2017. — 224 c.
6. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности продукции / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
7. Дорофеева В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности коммерческого предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – С. 35-39
8. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 375 с.
9. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. — №7. – С. 67-69
10. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с
11. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2018. — 192 c.
12. Котова С.В. Механизм реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции / С.В. Котова // Аллея науки. 2018. № 5. С. 146-149.
13. Кузьмина Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с.
14. Мардас А. Н. Экономический анализ : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
15. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2016. – 194 с.
16. Намыслова У.Д. Способы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий / У.Д. Намыслова // Экономические науки. – 2015. — №4. – С. 39
17. Олькова М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №8. – С. 57-59
18. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.
19. Павленко Н.С. Показатели конкурентоспособности / Н.С. Павленко, О.А. Рущицкая // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 58.
20. Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учеб.-практ. пособие / С. А. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с.
21. Рохчин В.Е., Ветрова Е.Н. Управление стратегической конкурентоспособностью коммерческого предприятия на основе развития его потенциала / под ред. А.Е. Карлика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, — 2020. — 262 с.
22. Саяпина О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций / О.Н. Саяпина // Символ науки. 2019. Т. 1. № 2. С. 101-104.
23. Скобкин С. С. Менеджмент : учебник для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 442 с.
24. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. — 296 с.
25. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент : учебник для СПО / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с.
26. Хайруллина Д.И. Методические аспекты анализа конкурентоспособности продукции / Д.И. Хайрулина // Вектор науки ТГУ. № 2 (24). – 2021. – С. 359 – 363.
27. Черненкович С.С. Принципы организации внутреннего контроля на коммерческих предприятиях / С.С. Черненкович // Финансы коммерческих организаций: учет, контроль, анализ. – 2018. — №18. – С. 67-68
28. Чичиренко М.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / М.А. Чичиренко // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 59.
29. Яконицева М.В. Маркетинговые средства анализа конкурентоспособности продукции / М.В. Яконицева // Методология и практика бухгалтерского учета. – 2016. — №8. – С. 64-67
30. Официальный сайт ООО «Юрьевская буренка» [Электронный ресурс]. – URL: http://буренка33.рф/contacts/ (дата обращения 02.02.2022 г.)
В свою очередь, хочется отметить, что продажа товаров под СТМ в категории «Сыры» падает. В 2019 г. было продано на 1965 млн. руб., а удельный вес составлял 5,6 % в общей структуре продаж основных товарных групп. В 2020 г., продано товаров на 1900 млн. руб., удельный вес составлял уже 5%. В 2021 г., продано товаров на 1805 млн. руб., а удельный вес снизился на 0,5 % и составил 4,5%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо принимать меры по совершенствованию продаж товаров под СТМ в категории «Сыры». Категория «Сыры» представлена следующими СТМ: «Красная цена», «Lieben Dorf», «Свежий ряд». С 01.02.22 по 05.02.22 гг. нами было проведено маркетинговое исследование с целью выявления особенностей потребительского поведения покупателей сыра СТМ магазина «Пятерочка» 10473 среди жителей г. Суздаль. Основными задачами исследования стали: выявление приоритетных факторов, формирующих покупку, определение позиции сыра марки «Красная цена», выявление основных направлений повышения конкурентоспособности сыра СТМ магазина «Пятерочка» № 10473. Предпочтения респондентов относительно марки сыра представлены на рисунке 24. Из диаграммы видно, что марка «Красная цена» лидирует и получила от респондентов первое место, набрав 31% голосов, что свидетельствует о том, что продукция марки «Красная цена» пользуется спросом на рынке. Места распределились следующим образом: второе место заняла марка – «Свежий ряд», набрав 26% голосов, третье место заняла марка сыра – «Брест-Литовск», набрав 21%. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что данные три марки сыра покупаются чаще всего и пользуются популярностью у покупателей.