Стандарты в государственном управлении и стандартизация государственного управления
Введение
Актуальность исследования. Внешние и внутренние условия развития экономики Российской Федерации в последние годы являются достаточно сложными. Это обусловлено достаточно широким набором внутренних и внешних факторов, к числу которых следует отнести: пандемию COVID-19; сложную внешнеполитическую обстановку, отягченную санкционным давлением; непростую демографическую ситуацию в стране; падение реальных располагаемых доходов граждан, оказывающее негативное влияние на динамику спроса и, как следствие, через мультипликативное распространение этой динамики - на темпы экономического развития самых разных отраслей российской экономики . Так, в 2020–2021 г. в результате негативного влияния пандемии COVID-19 российский ВВП (в ценах 2016 г.) сократился на 2,95 % . Динамика реальных располагаемых доходов россиян показывает падение с 2015 г. (за исключением незначительного роста в 2018–2019 гг.) .
Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика стандартов и стандартизации 6
1.1 Понятие стандарта и стандартизации 6
1.2 Особенности стандартизации в Российской Федерации 10
2 Особенности применения стандартов в государственном управлении 17
2.1 Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных служащих 17
2.2 Влияние стандартизации проектного управления на эффективность реализации национальных программ 19
Заключение 32
Список использованных источников 35
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. О техническом регулировании : федер. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
2. О стандартизации в Российской Федерации : федер. закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 27. - Ст. 3953.
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии : Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 (ред. от 29.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 25. - Ст. 2575.
5. План мероприятий («дорожная карта») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (направлен письмом Правительства РФ от 15.11.2019 № ДК-П7-9914). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2021 годы) [Электронный ресурс] : федеральная программа (ред. от 05 июня 2020 г.) : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апр. 2010 г. № 636-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. ГОСТ Р 54869-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22 дек. 2011 г. № 1582- ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. ГОСТ Р 54870-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22 дек. 2011 г. № 1582-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. ГОСТ Р 54871-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22 дек. 2011 г. № 1582-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении «Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» [Электронный ресурс] : распоряжение Минэкономразвития России от 14 апр. 2014 г. № 26Р-АУ. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11. ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Руководство по проектному менеджменту [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26 нояб. 2014 г. № 1873-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Профили компетенций для командных проектных ролей (Белгородская область) [Электронный ресурс] : утв. распоряжением заместителя губернатора области - начальника департамента внутренней и кадровой политики области от 25 апр. 2017 г. № 029) // Центр проектного менеджмента РАНХиГС. URL: https://pm.center/bazaznaniy/document/pro- fili-kompetentsiy-dlya-komandnykh-proektnykh-roley-belgorodskaya-oblast/ (дата обращения: 23.03.2022).
13. Концепция развития проектной культуры в органах исполнительной власти Приморского края [Электронный ресурс] : утв. вице-губернатором Приморского края - координатором проектной деятельности 11 июля 2016 г. // Официальный сайт правительства Приморского края. URL: https://primorsky.ru/upload/medialibrary/5a9/5a940b3e981e974b64501d3e9735fa93.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
Литература
14. Барыкин А.Н., Икрянников В.О., Будкин Ю.В. Национальная система стандартизации Российской Федерации. Принципы, цели, задачи, прогноз развития : монография. - М., 2020. - 191 с.
15. Бауэр В.П., Еремин В.В. Комплаенс-стратегирование как институт регулирования социально-экономической и национальной безопасности: опыт США // Экономическая безопасность. - 2020. - Т. 3. - № 3. - С. 285-296. https://doi.org/10.18334/ecsec.3.3.110596.
16. Валовой внутренний продукт, годовые данные (в постоянных ценах) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики России. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/zX4bODoz/tab2.htm (дата обращения: 23.03.2022).
17. Василенко О.А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - Т. 16, - № 1 (382). - С. 60-79.
18. Василькова Е.А. Стандарт и стандартизация: общие понятия // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2019. - № 1 (29). - С. 80-86.
19. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник/ И.М. Лифиц. - - М.: Юрайт-Издат, 2021. – 180 с.
20. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие /А.П. Баталов, Ю.П. Бойцов, С.Л. Иванов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), 2003. – 296 с.
21. Нестеров А.И. Антикоррупционный стандарт - новая категория российской правовой системы /А.И. Нестеров // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2016. - № 2. - С. 22-27.
22. Николаев С.Н. Об успешном осуществлении прорывного экономического развития России. Ч. 1 // Стандарты и качество. - 2019. - № 4. - С. 66-71.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1991. – 1244 с.
24. Сильвестров С.Н. Оценка зависимости мультипликатора инвестиций от изменения структуры экономики региона /С.Н. Сильвестров, В.П. Бауэр, В.В. Еремин // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 4. - С. 1463-1476.
25. Стандарт - что это такое? [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.metrob.ru/HTML/ standartiz/standart.html (дата обращения: 23.03.2022).
26. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики России. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 23.03.2022).
27. Шалаев А.П. Стандартизация - важный инструмент противостояния внешним угрозам // Стандарты и качество. - 2021. - № 2. - С. 6-13.
28. Шаюк Е.И., Галкин А.И. Обзор международной практики стандартизации управления проектами в части внедрения в государственный сектор // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 6 (119). - С. 1263-1268.
29. Шевцова Л.Н. Программные инструменты управления проектами в создании и работе проектного офиса организации // Проблемы современной аграрной науки : материалы международной научной конференции. - Красноярск, 2018. - С. 178-181.
30. Gerton T., Mitchell J.P. Grand Challenges in Public Administration: Implications for Public Service Education, Training, and Research // Journal of Public Affairs Education. - 2019. - Vol. 25, - no. 4. - P. 435-440. https://doi.org/10.1080/15236803.2019.1689780.
31. Hudson B., Hunter D., Peckham S. Policy Failure and the Policy-implementation Gap: Can Policy Support Programs Help? // Policy Design and Practice. - 2019. - Vol. 2, - no. 1. - P. 1-14. https://doi.org/10.1080/25741292.2018.1540378.
32. O'Reilly T. Government as a Platform // Innovations: Technology, Governance, Globalization. - 2011. - Vol. 6, - no. 1. - P. 13-40. https://doi.Org/10.1162/inov_a_00056.
33. Ruso J., Mijatovic I., Stojanovic V. The Perception of Standards and Standardization in Public Administration Researches. - Belgrade, 2014. - 21 p.
Зарубежные авторы также исследуют различные вопросы стандартизации, выделяя проблему восприятия стандартов в государственном управлении с технических позиций и отмечая, что управленческая стандартизация в государственном секторе значительно отличается от технической, в том числе по степени строгости . Активно анализируются проблемы реактивного, запаздывающего изменения стандартизации, не успевающего за динамичным развитием современной экономики . Именно такие разрывы между фактическим и требуемым для эффективного государственного управления состояниями системы стандартизации рассматриваются в качестве основных причин провалов государственной политики в разных отраслях экономики современного государства . В своем общем виде стандарт — это образец, принимаемый за эталон для сравнения с ним других подобных объектов . Обязательный стандарт - документ, утвержденный уполномоченными органами, содержащий правила или характеристики продуктов, процессов, услуг, соответствие которым является обязательным. Исходя из этого, далее под стандартами понимаются не только ГОСТы, но и нормативные документы, регламентирующие проектную деятельность в целях эффективной реализации национальных программ России. Следовательно, стандарт в сфере проектного управления необходимо понимать как документ, четко регламентирующий организацию управления проектом (программой) на этапах его реализации для наиболее эффективного достижения заданных в нем целей в установленные сроки. Соблюдение этих регламентов является обязательным.