Типы государственных органов и их функциональные отличия. Министерская и агентская модели организации правительства
Введение
Актуальность темы исследования. Государство представляет собой конкретно-историческое явление, особенность которого заключается в том, что оно возникло на определенном этапе развития человеческого общества в связи с возникновением объективной потребности в правовом регулировании общественных отношений. Развитие государства как института привело к фактической невозможности существования современного общества в его отсутствие. Также следует отметить, что всеобъемлющий характер государства тем или иным образом затрагивает все без исключения сферы человеческой деятельности. В свою очередь, деятельность по носящему властный характер регулированию и управлению общественными отношениями осуществляется государством посредством его органов, отличающихся наличием собственной системы и структуры и составляющих в своей совокупности государственный механизм. Состоявшийся с принятием в 1993 году действующей Конституции РФ переход России к демократическому государственному строю обусловил возникновение новых основ функционирования государства и его развития, а также формирование нового типа государственного механизма. На современном этапе развития государственный механизм в Российской Федерации подвергается постоянной реконструкции, что обуславливает важность осознания роли и места всех элементов государственного механизма в деятельности по управлению государством, а также определения полномочия элементов механизма государства.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и система государственных органов 5
1.1. Понятие и признаки государственного органа 5
1.2. Система государственных органов 17
Глава 2. Министерская и агентская модели организации правительства 26
2.1. Общая характеристика министерской модели организации правительства 26
2.2. Общая характеристика агентской модели организации правительства 30
Заключение 34
Библиографический список 36
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008, 05.12.2014, 21.07.2014, 14.03.2020) // Российская газета. - 25.12.1993.
2. Федеральный Конституционный Закон РФ от 06.11.2020 №4-ФКЗ «О Правительстве РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №45. - Ст.7061.
12. Указ Президента РФ от 15.05.2018 №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред.от 21.01.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - №21. - Ст.2981.
13. Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования. -Автореф. ...дисс.д-ра юрид.наук. - СпБ., 2006.
14. Баглай М.В. Конституционное право России. Учебное пособие. - М.:Юрайт, 2007.
15. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. - М.: Инфра-норма, 2015.
16. Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. - 2016. - №3.
17. Большой юридический словарь. Издание 3-е / Под ред.А.Я.Сухарева. - М.:Инфра-М, 2006.
18. Борисов Г.А. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014
19. Быкова Е.А. Генезис института президентства в Российской Федерации и его перспективы / В сборнике: Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - М.:2014.
20. Галимова А.Г. Место и роль Правительства РФ в системе исполнительной власти // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2009. - №3.
21. Гончаров И.В. Реализация контрольных полномочий парламента РФ во взаимоотношениях с субъектами РФ // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - №1.
22. Григонис Э.П. Механизм государства: теоретико-правовой аспект. - Дисс. ...канд.юрид.наук. - СпБ: 2000.
23. Зубарев А.С. Конституционно-правовое регулирование контрольных полномочий парламента // Право и образование. - 2016. - №5.
24. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). - М.: 2005.
25. Кудрявцев Ю.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации: постатейный. - М.: Правовая культура, 2006.
26. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.,Юрайт, 2016.
27. Малова Т.С. К вопросу становления и развития института президентства в России // Международный академический вестник. - 2014. - № 6 (6).
28. Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция. -2017. - №3.
29. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - М.,Статут, 2014.
30. Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014.
31. Михайлова О.В., Скоробогатова А.В. Общество против коррупции: взгляд через призму принципал-агентской модели // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - №11.
32. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2014.
33. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., БЕК, 2004.
34. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Научное пособие. - М.:Юрайт, 2016.
35. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2015.
36. Рогожина Е.Л. О некоторых аспектах конституционно-правового статуса Правительства РФ. - М.:Юстицинформ, 2015.
37. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.:Юристъ, 1996.
38. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:Юстицинформ, 2012.
39. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации (доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования). - Автореф. ...дисс.д-ра юрид.наук. - Екатеринбург, 2011.
40. Хаманева М.Ю. Административное право России. Учебное пособие. - М.:Юрайт, 2009.
С учетом объективной тенденции к увеличению социального расслоения и одновременно — формированию в массовом сознании индивидуалистических паттернов поведения, волеобразующая функция представительного органа представляет собой важнейший фактор социальной, политической и правовой интеграции народа и сохранения государственной целостности. С учетом изложенного, публичное представительство может быть определено как способ формирования волеизъявления коллективных субъектов конституционно-правовых отношений в условиях взаимосвязи и взаимодействия представительного органа и указанных субъектов. Таким образом, публичное представительство не следует рассматривать как тождественное выборному представительству, поскольку принцип народного суверенитета предполагает признание единственным источником власти народ. Соответственно, любой из властных органов представляет собой структурный элемент единого механизма народовластия. Народное представительство следует отграничивать также от представительной демократии, выступающей в качестве его основы, однако не являющейся единственной организационно-правовой формой воплощения. Так, народному представительству свойственны такие признаки, как коллегиальный характер, предполагающий его осуществление на диверсифицированной и пропорциальной основе.