Государственный долг: влияние на макроэкономическую стабильность и проблемы управления
Введение
Сегодняшнее рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, популярных в всемирной практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются национальным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое свойство завоевывает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) представлены правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование). В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с задачей растущей задолженности. Сейчас значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом ключевая его доля - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. известность применения методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися иногда диаметрально противоположных мнений на значимость государства в экономическом процессе, говорит прежде всего о том, что:
1) с поддержкой государственной задолженности получается смягчить непрерывные противоречия между величиной нужных потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;
2) как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственный долг может проявляться значительным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;
3) финансирование дополнительных государственных расходов путем государственного долга связано обычно с меньшими неблагоприятными последствиями как для функционирования экономики (например, по сравнению с практикой применения эмиссионных источников), так и для правящей политической элиты (позволяя избежать или отсрочить повышение налоговых ставок);
4) стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают основными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения, вид………...………………………………………………………………………..5
2. Влияние государственного долга на макроэкономическую стабильность...10
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь…………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...21
Список использованных источников
1.Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика.-М.:УеРо,1998г.176с.
2.Грицюк Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы,2004г.№10.С.25-35.
3. Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. № 170-3 “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”.
4. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год”.
5. Ильич С.Н. Внутренний государственный долг: сущность и понятие// Вестник молодежного научного общества. 2002 №1. С.10-13.
6. Раков А., Илюкевич С. Инструментарии управлении государственным долгом// Вестник ассоциации белорусских банков, 2003 № 1. С 16-21.
7. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень, 2000 №44. С.27-38.
8. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т.В.Сорокина.-Мн.:БГЭУ, 2003. 289с.
9. Экономика. Учеб.пособие/под ред. А.Г.Грязновой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Издательство политической литературы ”Единство”,2001.812с.
10.Ильич С.Н. Функции государственного долга Республики Беларусь//Вестник молодежного научного общества. 2003 №1. С.15-17.
11.Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства/Материалы международной научно-практической конференции/БГУ. Головко А.А. и др.-Мн.,2004.462с.
12. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики :Учебное пособие /под ред. А.В. Сидоровича. МГУ им. М.В.Ломоносова.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство “Дело и сервис”, 2001.832с.
13.Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.-Мн.:ООО “ФУ Аинформ”,2004.576с.
14. Ханкевич А.А. Финансы../А.А.Ханкевич.-Мн.:Молодежное, 2003. 136с.
15. Хотько А. Комментарии к закону “О бюджете на 2005 год”// Вестник ассоциации белорусских банков, 2004 № 45. С.16-18.
По данной таблице можно добавить, что финансировать нужнов те отросли которые бы смогли снабжать внутренние и внешние рынки продукцией, которая была бы конкурентоспособной. В настоящее время, средства, которые были привлечены в своём большинстве уходят на финансирование текущих расходов бюджета. Если заглянуть в историю нашей страны, то можно увидеть то, что заёмными средствами не всегда целесообразно использовались. Поэтому для нашей страны необходимо разрабатывать всеобщую стратегию национальных внутренних и внешних замов, которая приведёт к тому что финансовая политика по управлению государственным долгом станет эффективной. Так же необходимо обратить внимание на то, чтобы привлекаемы ресурсы применялись эффективно и обязательства должны реализовываться своевременно. Для предотвращения неблагоприятных явлений, вызванных воздействием национального долга, органам государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным долгом, увеличивая результативность применения привлеченных и отдачу предоставляемых ресурсов, улучшая механизмы управления государственным долгом, используя собственный опыт и опыт развитых стран.