Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи, ее предупреждение
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы страны мирового сообщества прикладывают немалые усилия по формированию эффективной системы защиты прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Тем не менее, в этой сфере остаются неурегулированными многие проблемы, такие как неблагополучие в семье, распространённость алкоголизма, наркомании и безнадзорности, пробелы в действующем законодательстве, а также недостаточное применение действенных форм и методов международного сотрудничества.
В России в течение нескольких последних лет с целью выполнения поручения Президента и Правительства Российской Федерации Министерством внутренних дел России (далее по тексту – МВД России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнялся комплекс организационно-практических мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактики беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕСТУПНОСТИ ЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ9
1.1 Преступность несовершеннолетних: понятие, признаки и особенности структуры9
1.2 Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника и ее отличительные особенности12
2. КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ18
2.1 Влияние на несовершеннолетние социальные среды18
2.2 Семейное неблагополучие как один из факторов формирования криминогенного поведения21
3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ25
3.1 Основные задачи и принципы деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних25
3.2 Правовые проблемы предотвращения преступлений, совершаемых несовершеннолетними31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ41
ПРИЛОЖЕНИЕ А44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонян Ю.М. Формирование личности в детстве и корыстное преступное поведение подростков / Ю.М. Антонян // Lex Russica. — 2017. — № 2. — С. 115-122.
2. Антонян Ю. М. Портреты преступников / Ю.М. Антонян // Криминолого-психологический анализ. М. — 2019. — С. 147
3. Бельский А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский // Российский следователь. — 2019. — № 15. — С. 48–50.
4. Бухаров М.А. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних через их патриотическое воспитание / М.А. Бухаров // Научный диалог: Юриспруденция. – 2017. – С. 4-6
5. Валуйсков Н.В. Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности / Н.В. Валуйсков // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 463-465.
6. Васильева О.Н. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминалистического исследования / О.Н. Васильева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 2-7. — С. 23-25.
7. Васильева О.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних / О.Н. Васильева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 3-7. — С. 81-83.
8. Горячко Р.В. Групповая преступность несовершеннолетних / Р.В. Горячко // Проблемы науки. — 2018. — № 11 (24). — С. 58-60.
9. Демидова-Петрова Е.В. Современная картина свойств личности осужденного в криминологических оценках / Е.В. Демидова – Петрова // Мониторинг правоприменения. — 2017. — № 1 (22). — С. 7-17.
10. Демко О.С. Криминологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника / О.С. Демко // Научный альманах. — 2017. — № 1-1 (27). — С. 256-259.
11. Дидык А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / А.Н. Дидык // Вестник науки и образования. — 2019. — Т. 2. — № 12 (36). — С. 76-77.
12. Дидык А.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних / А.Н. Дидык // Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 68-69.
13. Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте / О.С. Дровнина // Аллея науки. — 2017. — № -9. — С. 634-637.
Педагогическая позиция семьи играет особую роль. Появлению неправильного поведения способствуют разногласия между родителями относительно используемых каждым из них способов воспитательного воздействия на несовершеннолетнего. Применение неверных методов воспитания может привести к возникновению у ребенка чувства обиды, а также состоянию стресса, вследствие чего между родителями и ребенком могут возникнуть конфликты, образоваться чувство взаимной неприязни, а, как правило, это может привести к побегу из дома.
Формированию криминогенного поведения может поспособствовать также надменность и невнимательное отношение родителей, которое проявляется в случаях, когда они даже не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети. Такие родители не пытаются своевременно определить отрицательно влияющие факторы на их детей.