Русская музыкальная традиция в развитии художественной культуры якутии Конца XIX – середины xx вв.

Отличная диссертация к которой приобщены архивные материалы и труды политических ссыльных, посвященные исследованию специфики социально-экономических и художественно-исторических аспектов культуры народов северо-восточной части России, определены характерные особенности картины мира якутов, воплотившиеся в музыкальном фольклоре, выявлены особенности становления и развития системы профессионального музыкального образования в Якутской АССР, ключевые персоны в формировании исполнительских традиций. показано своеобразие концертно-исполнительской и театральной жизни Якутии конца XIX – середины ХХ вв.
Author image
Egor
Тип
Кандидатская диссертация
Дата загрузки
29.07.2022
Объем файла
1211 Кб
Количество страниц
189
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
6000 руб.
7500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Художественная культура Якутии, важного и активно развивающегося региона современной России, исторически во многом обусловлена творческой ролью русской музыкальной традиции, ставшей действенным стимулом ее многовекторного развития в конце XIX – середине XX вв. События именно этого периода определили характер дальнейшего взаимодействия народов и сформировали новые этнокультурные связи. Открывшаяся перспектива реализации творческих способностей в рамках ранее недоступных представителям коренного населения академических традиций таких видов искусства, как музыка, живопись, архитектура, скульптура и др., претворялась в жизнь при непосредственном участии русской интеллигенции.
На основе музыкального фольклора в середине XX в. силами русских композиторов и музыкантов-исполнителей был создан репертуар для профессиональных и самодеятельных коллективов. Благодаря активной работе деятелей культуры Якутии, при всесторонней поддержке руководства страны на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 16

1. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII–XIX вв. 16

2. Вклад политических ссыльных в развитие Дальневосточного региона 28

3. Исследования музыкальной культуры Якутии конца XIX – начала XXI вв. 40

4. Основные тенденции развития музыкальной культуры Дальнего Востока России 55

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТИИ КОНЦА XIX – СЕРЕДИНЫ XX ВВ. 68

2.1. Культурная жизнь Якутской области в середине XIX – начале XX вв. 69

2.2. Традиционная картина мира якутов в музыкальном фольклоре 80

2.3. Вклад композиторов и музыковедов в развитие художественной культуры Якутии 90

2.4. Концертно-исполнительское и театральное пространство Якутии103

2.5. Становление и развитие якутской системы профессионального музыкального образования129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 153

ПРИЛОЖЕНИЯ 190

Список литературы
375 лет Русскому Устью: делегация Новгородской области на 375-летнем юбилее // Якутск вечерний. – 2013. – 2 августа. – С. 56.
Абдоков Ю. Николай Иванович Пейко. Штрихи к портрету / Ю. Абдоков.– URL: http://www.themusicalmagazine.ru/юрий-абдоков-николай-иванович-пейко/ (дата обращения: 10.08.2019).Авдеева Е. А. Записки и замечания о Сибири: с приложением старинных русских песен / Е. А. Авдеева. – Москва: тип. Николая Степанова, 1837.– 156 с.
Айыы // Википедия:[сайт]. – 2019.– URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Айыы(дата обращения: 15.05.2019).
HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8F%D0%BD,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BD_%D0%9E%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Акопян, Левон Оганесович" Акопян Л. О.Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь / Л. О. Акопян. – Москва: Практика, 2010. – 856 с. – ISBN 978-5-89816-092-0.
Аксянова Г. А. Антропология якутов // Якуты (Саха). – Москва: Наука, 2013. – 2-е изд. доп. – С. 64-78.
Алексеев Э. Е. К 70-летию Г. И. Литинского / Э. Е. Алексеев // Советская музыка. – 1971. – №3. – URL: http://eduard.alekseyev.org/work41.html (дата обращения: 22.08.2019).
Алексеев Э. Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора «дьиэрэтииырыа» и «дэгэрэнырыа» / Э. Е. Алексеев:[сайт].–2017. – URL: http://eduard.alekseyev.org/work26.html (дата обращения: 13.01.2020).
Алексеев Э. Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика / Э. Е. Алексеев.– ВНИИ искусствознания. – Москва: Сов. композитор, 1990. – 165 с. – ISBN: 5-85285-051-9.
Алексеев Э. Е. О межнациональном взаимодействии в музыкальном фольклоре / Э. Е. Алексеев:[сайт]. – 2017. – URL: http://eduard.alekseyev.org/work32.html (дата обращения: 17.06 2017).
Алексеев Э. Е. О музыкальном воплощении олонхо / Э. Е. Алексеев:[сайт]. – 2017. – URL: http://eduard.alekseyev.org/work20.html (дата обращения: 07.04.2020).
Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской н

 «Песня об Ысыахе» и др., импровизации С. А. Зверева, среди которых особой популярностью пользовалась поэма «Сказание о Москве», были записаны на грампластинки.
Многие олонхосуты, помимо творческой и исполнительской деятельности, являлись руководителями коллективов. Так, в колхозе им. Ворошилова Мегино-Кангаласского района народный олонхосут и импровизатор Н. И. Степанов руководил драматическим кружком, силами которого в юбилейные дни Республики было поставлено его олонхо «БириэтВэргэн». П. П. Ядрихинский также представил постановку олонхо «КюнДьесюельдитбугатыыр» в Намском районе. Нередко народными сказителями были женщины. Одна из лучших олонхосутов Е. Е. Иванова, являясь членом Союза Советских писателей, систематически выступала перед колхозниками Амгинского района.
В отчете от 7 апреля 1947 г. отмечалось, что за год 42 собирателя фольклора записали более 20 песен, сказок, частушек, скороговорок. Подчеркивалось, что «там, где можно, организуются вечера олонхосуто