История развития социальной психологии
Введение
Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).
Как наука социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросы были вызваны потребностями практики — поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социально-психологической мысли. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т.п.
Рассматривая историю развития социальной психологии, отметим, что некоторые вопросы были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.
Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Донаучный период становления социальной психологии……..4
Глава 2. История развития социальной психологии как науки………….8
2.1 Этап становления социально-психологического знания……………..8
2.2 Этап экспериментально-теоретического развития……………………12
2.3 Развитие отечественной социальной психологии……………………..18
Заключение……………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………..25
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 364 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с. С.6-22.
3. Крысько Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с. С.7-8
4. Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций / Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с. С.4.
5. Радина Н.К. Социальная психология / Н.К. Радина. - Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2008. – 167 с. С.15-22.
6. Сыромятников И.В. Курс: социальная психология / И.В. Сыромятников. - М.: МГОУ, 2006. - 110 с. С.12-24
7. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 216 с.
8. Дедов Н. П., Коробанова Ж. В., Неврюев А. Н. Социальная психология. Учебное пособие для бакалавриата. — М.: Прометей. 2020. 160 с.
9. Дереча В. А. Социальная психология. Зависимое поведение. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 182 с.
10. Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практические методы. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 316 с.
11. Крысько В. Г. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. — М.: КноРус. 2020. 304 с.
12. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 552 с.
13. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 246 с.
14. Социальная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Клецина И. С. — М.: Юрайт. 2019. 348 с.
15. Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Социальная возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2019. 346 с.
16. Хренов Н. А. Социальная психология искусства. — М.: Юрайт. 2019. 550 с.
17. Чернова Г. Р. Социальная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт. 2019. 188 с.
Таким образом, период начала 30-х - конца 50-х гг. не без основания можно считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии. Достойны упоминания лишь труды педагога и писателя Макаренко, в течение 15 лет руководившего организациями по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Взгляды Макаренко в том, что личный интерес человека - это «правильно понятый общественный интерес» соответствовали идеологии марксизма-ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию. Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., по существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки (Ананьев, Ковалев, Парыгин). Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете под руководством Кузьмина. Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде (Парыгина «Социальная психология как наука» и Кузьмина «Основы социальной психологии»), в которых рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии, а в работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки круг проблем социальной психологии личности был представлен в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком».