Правовое регулирование деятельности по реализации совместных инвестиционных проектов с участием РФ и государств членов - ЕАЭС
В настоящее время в Базе данных Мониторинга взаимных инвестиций Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (МВИ ЕАБР), представленных на период 2016–2020 гг. отражено 555 проектов, из которых 322 осуществлены российскими инвесторами. Чуть больше половины проектов (а именно 286) осуществлены в пределах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз).
Оговоримся, что восемь проектов включены в базу данных «на перспективу», так как первые значимые прямые иностранные инвестиции (далее – ПИИ) получены ими лишь в 2021 г. При этом в 2020 г. — кризисном из-за пандемии COVID-19 — было запущено 26 новых проектов, то есть не намного меньше, чем в 2019 г. (36 проектов), и даже больше, чем в 2018 г. (24 проекта).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Правовое положение инвестиционной деятельности в странах-участниках ЕАЭС…………………………………………………………………4
1.2 Порядок допуска иностранных инвесторов и инвестиционные ограничения………………………………………………………………………..14
1.3 Перспективы развития и проблема цифровизации инвестиционной деятельности……………………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ И ИХ ЗАЩИТА
2.1 Правовой режим иностранных инвестиций и гарантий прав инвесторов………………………………………………………………………….35
2.1 Судебный порядок разрешения споров…………………………………….45
2.3 Практическое применение предоставляемых гарантий на основе судебной практики………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...60
Список литературы……………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИЕТРАТУРЫ:
1. Нормативно-правовые акты
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.01.2022).
"Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2021).
Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций [Электронный ресурс] : приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/regtorg/Documents/Приложение%20N2016%20Протокол%20о%20торг%20усл%2C%20учрежд%2C%20деят%20и%20осущ%20 инвест.pdf (дата обращения: 17.12.2021).
Евразийская экономическая комиссия (2017). Решение ВЕЭС № 12 Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/ workgroup/Documents/Основные%20документы/Решение%20ВЕЭС%20№12_Основные%20направления%20реализации%20цифровой%20повестки%20ЕАЭС.pdf
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений" // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» дата обращения: 15.12.2021).
Федеральный закон от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (ред. от 24.02.2021) // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.12.2021).
Федеральный закон от 1 февраля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерациии" (ред. от 30.12.2021) // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» дата обращения: 20.12.2021).
Среди вопросов реализации цифровой повестки следует выделить ряд особенностей, присущих странам-участникам.
Самая весомая – это главенство суверенитета. Все основные документы, регламентирующие реализацию цифровой повестки, подчеркивают главенство национальных интересов, а также национальных стратегий развития цифровой экономики. Все решения, касающиеся реализации повестки дня, принимаются на уровне глав государств, при этом целью является координация процессов, происходящих на национальном уровне, а также максимальное устранение барьеров внутри Союза, то есть на наднациональном уровне, предпринимаются только попытки возможный синхронизация и координация процессов, происходящих в странах-участницах. Принцип главенства суверенитета прослеживается в выступлениях и интервью членов Комиссии, в которых отмечаются усилия, предпринимаемые для «строительства инфраструктуры на основе экосистемы национального суверенитета, не поглощая всех в одну платформу, создание распределенной сети». Положительная сторона данного принципа характеризуется возможностью определения приоритетов на национальном уровне, учет национальных особенностей, максимально высокий уровень принятия решений, а значит, наличие политической воли, которая может способствовать прогрессу в реализации повестки. Отрицательной стороной является относительно медленные темпы интеграции и цифровизации, а также постоянное согласование и принятие необходимых изменений.