Сущность уголовной ответственности за незаконную вырубку леса в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время акцент международного внимания к лесным проблемам сместился от контроля за соблюдением принципов устойчивого управления лесами к контролю за законностью использования лесов. В мире нарастает противодействие незаконным рубкам. Лесное законодательство Российской Федерации не дает определение понятию «незаконные рубки». Незаконные рубки в РФ выявляются преимущественно вне границ земель лесного фонда – при задержании нарушителей при транспортировке и/или реализации незаконно добытой древесины. Согласно статистическим данным, в России уничтожается деревьев намного больше, чем в других странах. В период с 2010 по 2019 годы зафиксировано 197 228 случаев незаконной рубки деревьев, ущерб составил порядка 105 миллиардов рублей, возмещено было 2,7% от этой суммы. По данным Всемирного фонда дикой природы, 20% от всей древесины, заготавливаемой в России, добыта незаконным путем.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ………………………………………………………7
1.1. Возникновение и развитие норм об ответственности за
незаконную рубку лесных насаждений ………………………………...….……7
1.2. Понятие и предмет преступления, предусмотренного статьей
260 УК РФ ……………………………………………………………….………15
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ……………………………………...25
2.1. Объективные признаки незаконной рубки лесных насаждений………....25
2.2. Субъективные признаки незаконной рубки лесных насаждений…….….32
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОЙ
РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ……………………………………………41
3.1. Квалифицирующие признаки незаконной рубки лесных насаждений….41
3.2. Проблемы противодействия преступлениям в сфере незаконной рубки лесных насаждений……………………………………………………...………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно–правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. –Ст. 4398.
Лесной кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2006 (ред. от 27.12.2018) / СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 26.04.2019). – СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// СЗ РФ. – 2016. – № 46. – Ст. 1532.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 ноября 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2019) // СЗ РФ. – 2016. – № 52. – Ст. 4921.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // СЗ РФ. – 14 августа 1995. – № 33. – Ст. 3349.
Об основах муниципальной службы в Российской Федерации : Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 224.
О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 31 июля.
О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 237-ФЗ // СЗ РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
О полиции : Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ // Российская газета. – 2011. –28 января.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (от 26.07.2019 № 205-ФЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 47. – Ст. 54.
О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их до-ходам : Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ// СЗ РФ. – 2012. – № 17 (ч. 1). – Ст. 18.
Разрешение на сплошную вырубку лесных насаждений выдается только в случае необходимости обеспечения расчистки местности для строительства различных объектов инфраструктуры, например, автодорог, обеспечения их пожарной безопасности, в иных случаях выборочная вырубка определяется процентным соотношением к общему количеству произрастающих на участке деревьев с указанием вида, размера и иных характеристик «разрешенных» деревьев. Нарушение любого из указанных предписаний ведет к наличию в действиях лиц, осуществляющих рубку, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного 8.25, 8.28 или 11.21 КоАП РФ.
Однако привлечение к уголовной ответственности возможно лишь при таком нарушении правил лесозаготовки, которое совершено в значительном размере.